00:0001 декабря 199700:00
18просмотров
00:0001 декабря 1997
На прошлой неделе в Петербурге прошел2-й Всероссийский съезд малых пред-приятий и предпринимателей. Самым сильным моментом выступления председателя Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Ирины Хакамады стала идея создания в Interne
<BR>На прошлой неделе в Петербурге прошел2-й Всероссийский съезд малых пред-приятий и предпринимателей. Самым сильным моментом выступления председателя Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства Ирины Хакамады стала идея создания в Internet базы полезных данных для российских малых предприятий. Невероятно привлекательный для них проект постановления Правительства, который подготовил комитет Хакамады, можно не принимать в расчет. Шансы его принятия равны нулю.<BR><BR>МАЛЫЙ БИЗНЕС на съезде с самого начала новых экономических отношений в России стал любимым объектом поддержки всех административных образований страны, многочисленных фондов и консультационных центров. Нельзя сказать, что от них никому не было никакого толку, однако помощь всегда была малая, а разговоры вокруг нее - большие. Так было и на петербургском съезде: скучные дяди из различных содействующих бизнесу организаций читали отчеты о проделанной работе, а настоящие малые предприниматели, которые пришли из любопытства, пожимали плечами и уходили из зала. "Мы же малые, а не маленькие. Что же нас за дурачков считают?" - сказал в сердцах один огорченный бизнесмен, который (все же по-детски) надеялся на съезде услышать что-то новое. <BR><BR>СОВСЕМ НЕ ТАКОЙ МАЛЫЙ оказался этот бизнес. Журналистам "Делового Петербурга" известны малые предприятия, которые можно назвать малыми только по количеству работающих. Внешне они больше напоминают заводы. Петербургские малые предприятия выпекают хлеб, открывают кафе и рестораны, создают компьютерные продукты, внедряют суперсовременные технологии. Но они не любят хвастаться своими достижениями: это иногда бывает опасно. Поэтому о малом бизнесе многие судят либо по неудачникам, которые обивают пороги чиновничьих и банковских кабинетов, либо по людям с проблемной психикой, которые любят выступать на съездах. Публичные представители малого бизнеса имеют жалкий вид. Зато политики очень любят таких "малых предпринимателей": гладят их по головке, утирают сопли, а потом просят появиться на очередном съезде в качестве живого примера "реализации государственной линии на удушение бизнеса". Гиперактивная деятельность этих людей, а также алчность специалистов по получению западной помощи для развития малого бизнеса создала и поддерживает миф о том, что российскому малому бизнесу нужно как-то по-особенному активно содействовать и помогать. <BR><BR>ЗА МИФОМ СКРЫВАЕТСЯ ряд действительных проблем, которые мешают развитию малого бизнеса, однако не являются его собственными бедами. Остра проблема кредитования бизнеса. Многие малые предприятия не могут получить кредит для развития по объективной причине: у них нет кредитной истории. Другая серьезная проблема - упадок крупной индустрии, которая во всех промышленно развитых странах всегда была центром кристаллизации обслуживающих ее небольших предприятий. Развитие крупной промышленности вполне можно отнести к категории поддержки малого бизнеса. <BR><BR>САМАЯ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА малого бизнеса - недостаток экономического образования, предпринимательской грамотности, правильного понимания того, что такое бизнес и как его делать, что такое предприятие и как им управлять. Сотни и тысячи малых российских предприятий несут большие потери отнюдь не по причине неразвитости рынка или сильной конкуренции, а из-за элементарной деловой безграмотности. В бизнес пробивается слишком большое количество людей, которые не являются бизнесменами по природе. Сделав неправильный, иногда вынужденный выбор, они создают проблемы себе, клиентам, партнерам, рынку, всем окружающим. <BR><BR>РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ не удастся добиться исключительно макроэкономическими реформами и совершенствованием работы на отдельных стабильных предприятиях. Процветающая экономика невозможна без благополучных малых и мелких предприятий. Чтобы добиться оздоровления экономической жизни, поддержку малого бизнеса нужно начинать со школьной скамьи.<BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>