Железная дорога тоскует по клиентам

Октябрьска железная дорога (ОЖД) пытается сделать верным утверждение железнодорожников, что в России ведущая роль в системе траспортных коммуникаций принадлежала и будет принадлежать железнодорожному транспорту. Вводятся новые услуги, строятся новые отнош

<BR><BR>Октябрьска железная дорога (ОЖД) пытается сделать верным утверждение железнодорожников, что в России ведущая роль в системе траспортных коммуникаций принадлежала и будет принадлежать железнодорожному транспорту. Вводятся новые услуги, строятся новые отношения с клиентами, вкладываются деньги в информатизацию, маркетинг и совершенствование железнодорожной инфраструктуры.<BR>Первые результаты своих усилий ОЖД получила в 1997 году, когда уровень погрузки начиная с февраля впервые повысился после длительного падения. И это несмотря на то, что крупнейшие грузовладельцы, пользующиеся услугами ОЖД, ожидают сокращения в 1997 году предлагаемых к перевозке объемов грузов на 4-5%.<BR><BR><B>Новые услуги</B><BR>Конкуренция с другими видами транспорта подстегивает ОЖД улучшать обслуживание грузовладельцев, расширять спектр предлагаемых услуг.<BR>Год назад был создан Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (ДЦ ФТО), который стал инициатором совершенствования перевозок в интересах клиентов - грузовладельцев и экспедиторов. Сотрудники ДЦ ФТО отслеживают ситуацию на рынке транспортных услуг, разрабатывают системы скидок на разные роды грузов, работают над схемой перевозок.<BR>ОЖД вводит новые поезда, например рефрижераторный контейнерный поезд из морского порта в Москву. Созданы платформы для перевозки без тягачей автомобильных полуприцепов.<BR><BR><B>Тарифы снижаются</B><BR>С 1 октября тарифы на грузовые перевозки были снижены в среднем на 5%, а также ставки сборов на погрузочно-разгрузочные работы. Это снижение тарифов впервые затронуло все грузы, прежние снижения тарифов касались только отдельных видов грузов. Последний раз тарифы снижались в июле 1997 года, в среднем на 4,7%.<BR>В отношении перспектив изменения тарифов оценки эксперты МПС называют различные варианты снижения тарифов: по одним оценкам - тарифы могут быть снижены на 12% от общеинфляционного уровня за период до 2005 года, по другим - на 50%.<BR>Некоторые экономисты ОЖД считают, что уже есть возможность снижения грузовых тарифов на 10-30% без экономического ущерба для железной дороги.<BR><BR><B>Скидки</B><BR>Кроме снижения тарифов на ОЖД существуют скидки с тарифов, иногда в пределах рентабельности перевозок. Это зависит от вида груза, объемов перевозок, формы и сроков оплаты.<BR>Например, клиент может заплатить за железнодорожную услугу за 2-3 месяца до того, как воспользуется ею, при этом он получит льготу от 1,9 до 9,3%, в зависимости от размера и сроков предоплаты.<BR>До 11 апреля 1997 года на ОЖД скидки с тарифов доходили по некоторым видам грузов до 50%. Но вышло постановление Правительства, ограничившее инициативу в области предоставления льгот, установив максимальный размер скидки - 15%. А именно большие скидки были основной причиной роста погрузки в начале года.<BR><BR><B>Экспедиторы</B><BR>По словам работников Управления ОЖД, в свое время от полного краха дорогу спас пересмотр роли экспедиторов: из лишних посредников они превратились в выгодных партнеров. <BR>По мнению руководства ОЖД, гибкая тарифная политика МПС создает хорошую почву для развития экспедиторских фирм, которые привлекают дополнительные объемы перевозок на железную дорогу.<BR>Руководство ОЖД считает, что для экспедиторов созданы равные условия.<BR>Крупнейшие экспедиторские фирмы, работающие с ОЖД, - ЗАО "Евросиб СПб", ГП "Желдорэкспедиция", "Инкотек", "Транс рейл норд вест" и "Транс рейл центр".<BR><BR><B>Генеральные грузы</B><BR>Самое чувствительное для железной дороги - сокращение перевозок генеральных грузов, дающих основной доход. На Октябрьской дороге, не считая импорта, пять видов генеральных грузов: строительные, нефтепродукты, железная руда, удобрения и лесные.<BR>В 1996 году наибольшие потери ОЖД понесла от сокращения перевозок строительных грузов, несмотря на то что в отношении этой номенклатуры грузовладельцам предоставлялись скидки с тарифа.<BR>В 1996 году началось сокращение перевозок лесных грузов: снижается спрос в Финляндии на балансовую древесину. В Финляндию шла основная часть продукции российских лесозаготовителей.<BR>Также в 1996 году снизились и объемы погрузки железной руды и удобрений, но, по данным маркетинговых исследований ОЖД, в 1997 году выросли и превысили показатели 1995 и 1996 годов.<BR>В 1996 году объемы выросли только по двум видам грузов - импорт и нефтепродукты, которые остались в 1997 году примерно на том же уровне.<BR><BR><B>Таможня мешает</B><BR>Одной из основных причин, сдерживающих развитие интермодальных перевозок, по мнению железнодорожников, является несовершенство технологий, применяемых при таможенном и пограничном контроле.<BR>Значительное сокращение импортных грузов, перевозимых в направлении Эстония-Россия, по мнению специалистов ОЖД, вызвано большими простоями на пограничных переходах.<BR>По оценкам отдела маркетинга ОЖД, около 30% объемов контейнерных перевозок дорога теряет из-за усложненной процедуры таможенного досмотра грузов в Санкт-Петербургском морском порту.<BR><BR>Октябрьская железная дорога связывает Северо-Запад России с центром, внутренние районы страны - с незамерзающими портами Баренцева и Балтийского морей. Она имеет четыре пограничных перехода с Финляндией и по два с Латвией, Эстонией и Белоруссией.