Смотрите в оба: в России резко выросло число смертельных ДТП с электросамокатами

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

В 2023 году количество аварий с участием средств индивидуальной мобильности выросло втрое, а смертность удвоилась.

В 2023 году в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) погибло 43 человека — в два с лишним раза больше, чем в 2022–м, говорится в материалах нового выпуска журнала "Безопасность дорожного движения", опубликованного 26 марта Научным центром безопасности дорожного движения МВД.
Всего в прошлом году в России зафиксировано 3,1 тыс. аварий с участием СИМ, в которых получили ранения почти 3,2 тыс. человек. Как отмечают аналитики, такие значительные темпы роста обусловлены в первую очередь эффектом низкой базы и увеличением качества учёта подобных инцидентов.

Кто чаще погибает в ДТП с электросамокатами

Большинство пострадавших в ДТП с участием СИМ (57%) — молодые люди до 24 лет. Абсолютно все пользователи СИМ, погибшие в авариях в прошлом году, скончались вследствие полученных травм головы.
В российском законодательстве нет обязательного требования о езде на электросамокате в шлеме, хотя, по данным Всемирной организации здравоохранения, качественный шлем способен более чем в 6 раз снизить риск гибели при попадании в ДТП на СИМ. Но ключевое слово здесь "качественный", а в России не существует стандартов для велосипедных шлемов, которые также гарантированно безопасно могут быть использованы при езде на СИМ.
К тому же обязательная экипировка может создавать ложное чувство защищённости при передвижении, указывают специалисты МВД, что, не исключено, только увеличит смертность. Некоторые операторы кикшеринга, например Whoosh, сами начали предоставлять шлемы вместе со своими электросамокатами, но решение, надевать ли его, остаётся за пользователем сервиса.

Как сделать город безопасным для СИМ

Среди всех ДТП, в которых фигурировали СИМ в прошлом году, 20% зарегистрированы на перекрёстках, чуть менее трети — на пешеходных переходах.
Опасность перекрёстков объясняется тем, что это точки конфликта, пересечения "враждебных" маршрутов, поэтому и вероятность ДТП в таких местах выше, говорит транспортный инженер, автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов. Делать перекрёстки более безопасными следует на уровне инфраструктуры — минимизировать их протяжённость, разводить потоки, грамотно учитывать углы пересечения и слепые зоны.
Сегодня самым оптимальным местом для СИМ в городе признаются велодорожки, однако развиты они слабо. Всего в России, по данным Минтранса, протяжённость велодорожек составляет 5 тыс. км. В Москве специальных полос для велосипедистов — почти 500 км, но это в 14 раз меньше в сравнении с общей протяжённостью дорог в столице. В Петербурге велодорожек ещё меньше — чуть более 130 км. К 2030 году Смольный надеется увеличить это значение до 300 км.
Несовместимость электросамокатов и потока автомобилей подтверждает и статистика. В 2023 году порядка 2 / 3 смертельных аварий с участием СИМ произошли на проезжей части.
В значительной степени решить проблему нехватки велодорожек можно, например выделяя специальную велосипедную полосу в правом ряду при каждом обновлении разметки на дорогах города.
"Вне зависимости от программ и стратегий просто на каждой улице должны быть справа налево: велосипедная полоса, парковочный ряд и ряд для движения. И если Дирекция по организации дорожного движения решит, что при обновлении разметки мы делаем вот так, то проблема не решится сама собой, но очень сильно облегчится", — считает Иван Вергазов.

Штрафуют ли самокатчиков

Несмотря на то что, согласно статистике, только 52% ДТП с участием СИМ произошли с транспортными средствами, принадлежащими шеринговым компаниям, давление на них со стороны петербургских властей не прекращается. Вице–спикер ЗакСа Павел Иткин 22 марта в своём телеграм–канале написал, что по–прежнему считает единственной защитой горожан от электросамокатов на улицах — мораторий на аренду.
Специалисты Научного центра безопасности дорожного движения в своей работе не призывают к запрету шеринга самокатов, но отмечают целесообразность влияния на недобросовестных арендаторов через тарифы. "Нарушения, допущенные при пользовании данной услугой, и опасный стиль передвижения на СИМ должны повлечь увеличение стоимости услуги в будущем либо иные ограничения, например на использование более мощных СИМ. Подобный подход в настоящее время реализуется в сервисах проката автомобилей (каршеринга)", — говорится в докладе. Всего в прошлом году выявлено свыше 66 тыс. нарушений ПДД пользователями СИМ.
Крупные операторы кикшеринга уже сейчас применяют такие инструменты. Штрафы и блокировки аккаунтов за нарушения правил практикует Whoosh.
"И речь не только о ПДД. Например, за неправильную парковку штраф составляет 500 рублей, при повторении — 1 тыс. рублей, при системном нарушении — блокировка аккаунта. Если мы фиксируем поездки вдвоём на одном самокате или управление самокатом несовершеннолетним, то блокируем аккаунт", — рассказывают в пресс–службе компании.
За нарушения штрафуют и пользователей "Яндекс Go", подтвердил "ДП" представитель агрегатора. Также в этом сезоне на самокатах "Яндекса" появятся номера на передней и задней части. По задумке это должно помочь городским камерам фиксировать нарушения и, соответственно, повысить безопасность поездок.