По–французски не будет: Смольный отказался запрещать самокаты по примеру Парижа

Автор фото: Сергей Ермохин

В Париже полностью запретили работу сервисов кикшеринга. Разделяют ли в Петербурге позицию властей главного города Франции?

Сервис SuperJob провёл опрос жителей Москвы и Петербурга, в ходе которого выяснилось, что за аналогичный запрет готовы проголосовать 66% петербуржцев и 62% москвичей. Однако заместитель председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга Дмитрий Ваньчков рассказал "ДП", что полный запрет электросамокатов в Петербурге на сегодняшний день не рассматривается.
С 2021 года на территории города действует соглашение между комитетом и сервисами об использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ). "Именно этот документ позволил в своё время, в условиях отсутствия юридического статуса электросамоката, урегулировать в Петербурге правила использования данного вида индивидуальной мобильности в целях обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. В 2023 году соглашение подписали “Яндекс Go”, Whoosh, Urent и Busyfly", — объясняет Ваньчков.
Соглашением предусмотрено 28 зон запрета движения СИМ; 58 зон запрета размещения СИМ; 133 улицы, где возможно движение на самокатах со скоростью до 15 км / ч; семь зон, где возможно движение самокатов со скоростью до 10 км / ч. Вместе с тем в городе продолжают вводиться новые ограничения для кикшеринг–сервисов.
"До 10 сентября в Петербурге на Адмиралтейской набережной впервые будет введён официальный запрет на использование СИМ. Там появятся соответствующие дорожные знаки. Схему дорожного движения комитет по транспорту разработал и согласовал с ГИБДД. Запрет будет распространяться не только на арендные, но и на личные самокаты. Штраф для нарушителей составит 500 рублей. До конца сентября такой же запрет будет введён на Дворцовой набережной", — рассказывает Ваньчков.
В пресс–службе сервиса Whoosh отмечают, что одним из основных поводов для недовольства самокатами в Париже стала возможность оставлять их где угодно. Это так называемая модель Free float, которая не используется в России.
В Петербурге самокаты можно оставлять только в точках виртуальных парковок, правила размещения которых прописаны в соглашении с городом. За порядком на парковках в круглосуточном режиме следят скауты сервисов, а за нарушение правил парковки предусмотрен штраф.
В комтрансе напомнили, что контроль за соблюдением ПДД пользователями самокатов ведёт ГИБДД.
"Сейчас совместно с депутатами Законодательного собрания Северной столицы ведётся работа над городским законом, в котором будут определены, в том числе, места для парковки самокатов", — добавили в ведомстве.
Вместе с тем развитие кикшеринга в России принципиально отличается от опыта зарубежных стран. К примеру, в отличие от европейских городов более 80% всех поездок на самокатах Whoosh в Москве и Петербурге осуществляется по транспортной модели. Кикшеринг встраивается в жизнь городов, дополняя работу общественного транспорта и такси, улучшая транспортную доступность новых, отдалённых от центра районов.
"В числе прочего это определяет взаимоотношение сервисов и городских властей, профильных комитетов и федеральных министерств, подразделений госавтоинспекции. Все участники процесса работают в едином правовом и коммуникационном пространстве. В марте 2023 года министерство транспорта РФ подготовило письмо для регионов, в котором призвало развивать арендные самокаты как транспорт — улучшать инфраструктуру, увеличивать количество парковок, расширять зоны для поездок на окраинах городов", — говорят представители Whoosh.