Справедливость "на налоговом": чего ждать россиянам от фискальной реформы

Российские власти решительно намерены сделать налогообложение более справедливым. Однако контуры будущей реформы пока не очевидны. "ДП" узнал, у экспертов, к чему стоит готовиться.

Поскольку официальной информации пока недостаточно, в публичном поле попадают только сведения от различных "источников", близких к правительству. Известно, что Кабмин готовится ввести дополнительные ставки для подоходного налога в прогрессивной, то есть зависящей от доходов, шкале. По данным всё тех же источников, обсуждаются несколько вариантов.

Кого может коснуться повышение налогов

Один из попавших в СМИ сценариев предполагает повышение ставки c 13% до 15% для тех, чей годовой совокупный доход равен 1 млн рублей и выше.
Если прогрессивная шкала начнёт действовать при таком доходе, под ставку в 15% попадут зарплаты уже начиная с 83 333,3 рублей, указывают опрошенные "ДП" эксперты. Они отмечают, что это не так далеко от среднемесячной зарплаты, которая по данным Росстата, за 2023 год составила 73,7 тыс. рублей.
Авторам реформы придётся продумывать индексацию на уровень инфляции, полагают собеседники "ДП".
"Из-за того, что на "долгосроке" инфляция составляет существенную величину и доходы граждан увеличиваются, если установить фиксированные значения дохода, с превышения которого взимается повышенный налог, то со временем все больший процент населения будет попадать под данную шкалу", — уверена инвестиционный советник Ольга Коношевская (состоит в соответствующем реестре ЦБ РФ) .
Аналогичной позиции придерживается и доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Линда Рыжих. По её мнению, с учётом инфляции оптимальным будет применение повышенной ставки для тех, чей доход превышает 1,5 млн в год.
При планке в 1 млн рублей для повышения ставки было бы несправедливо использовать в качестве налоговой базы совокупный доход, полученный за год от всех работодателей, отмечает эксперт.
"Одно дело, когда человек на одном месте работы получает 85–100 тыс. рублей, а другое — если у него несколько работ, чтобы прокормить семью и обеспечить себя, и на каждой из них он получает по 30 тыс. рублей", — приводит пример Линда Рыжих.
Если в качестве налогооблагаемой базы будет учитываться именно совокупный доход за год, то такая мера коснётся примерно 20–22% населения страны. В Петербурге — 7–8%, полагает специалист Президентской академии.
По данным ФНС, поступление в бюджет Петербурга от НДФЛ выросло по сравнению с 2022 годом на 11%, с 397,8 млрд до 441,6 млрд рублей в связи с ростом номинальной среднемесячной зарплаты в городе на 12,7%. При том что, по данным Петростата, средняя номинальная заработная плата в Петербурге по итогам января–ноября 2023 года составляла 91,9 тыс. рублей, а в декабре с учётом премий выросла до 130 тысяч.

Риски ухода налогоплательщиков в "серую" зону

Одним из возможных рисков фискальной реформы называют уход налогоплательщиков в "серую" зону. По данным УФНС, уже сейчас в неформальном секторе экономики трудится каждый 15-й работник в Петербурге.
"Данный риск следует оценивать как существенный. Чем больший процент населения затронет нововведение, тем выше вероятность возврата к практике выплаты зарплаты "в конверте", — допускает инвестиционный советник Ольга Коношевская.
По её мнению, при установлении прогрессивной шкалы НДФЛ увеличивается и риск смены налогового резидентства, особенно крупными налогоплательщиками.
"При повышении налогов снизится реальная зарплата у высокооплачиваемых специалистов, а во многих отраслях, например, в IT, и так дефицит кадров. Как следствие, работодатели могут начать переманивать сотрудников разными махинациями с уклонением от налогов", — полагает Линда Рыжих.
Реакция налогоплательщиков будет "рациональной", если прогрессивную шкалу введут для доходов больше 5 млн рублей, отмечает Альбина Губайдуллина.
"Появление "серых" схем в этом случае маловероятно. Конечно, кто-то захочет снизить налоговую нагрузку нелегальными способами, не используя льготы и освобождения. Такой риск не исключён, но не будет проявляться в глобальных масштабах. Это можно сравнить с налогом на сверхприбыль — крупные налогоплательщики, в тех объёмах, в которых они получают сверхприбыль, не используют "серых" схем", — говорит налоговый эксперт.

Могут ли льготы смягчить эффект от повышения ставок

Параллельно обсуждаются и налоговые льготы. По замыслу властей, они должны стать некой компенсацией за повышение сборов. В частности, среди предложений, которые прозвучали в послании президента Федеральному собранию, речь шла об увеличении налоговых вычетов за второго и третьего ребёнка в семье.
"Посмотрим, как это найдёт отражение в законопроекте. Кроме того, в 2024 году есть незначительное повышение лимитов сумм возврата НДФЛ за обучение с 14 300 рублей до 19 500 рублей, но увеличение этих лимитов не сопоставимо с налоговой нагрузкой, которая может значительно возрасти", — говорит Альбина Губайдуллина.
Необходимо рассмотреть возможность введения налоговых вычетов при низких доходах, вплоть до освобождения от налогов полностью, считает Линда Рыжих.
"Это поможет легализации низких зарплат, и получать зарплату в конверте станет невыгодно", — уверена эксперт.
При этом разрыв между ставками для среднего класса и очень состоятельных россиян должен быть максимальным. Такой подход будет целесообразным с точки зрения социальной справедливости и минимизирует риски.
Для крупных налогоплательщиков — физических лиц были бы значимы прежде всего налоговые вычеты на долгосрочные сбережения, полагает инвестиционный советник Ольга Коношевская.
Повышенная ставка в 15% уже применяется в России с 2021 года для граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год, напоминает налоговый эксперт Альбина Губайдуллина.
"Согласно официальной статистике, за 2022 год прирост поступлений в бюджет в связи с введением прогрессивной шкалы составил 1 трлн рублей. Налоговые службы анализируют доходы граждан и понимают, что можно внедрять изменения в шкале НДФЛ для градации бОльших доходов. Кроме того, у бизнеса тоже появился налог на сверхприбыль. Тот слой населения, который зарабатывает больше, по мнению государства, должен и платить больше налогов в бюджет", — говорит налоговый эксперт.
Впрочем, одними льготами не обойтись, для успеха реформы от властей потребуется регулярная разъяснительная работа.
"Чтобы подготовить россиян к изменениям, стоит пояснять, в чём состоит истинное предназначение налоговых реформ, и подчеркивать их необходимость. Ведь полученные в бюджет средства будут направлены на решение важных социальных задач", — резюмирует Линда Рыжих.