Чудеса гибкости: как бизнес справляется с вызовами

Автор фото: Freepik.com

Последние годы всё более явно подчёркивают, насколько в бизнес-среде важен обмен опытом. В 2023 году за счёт новой рубрики "Деловой Петербург" расширил набор своих площадок, которые позволяют компаниям рассказать об успешных проектах, почерпнуть интересные идеи, найти новые возможные точки роста, поделиться сведениями, как избежать возможных ошибок. В 2024-м мы продолжаем делиться этими кейсами с читателем. А для участия — пишите в редакцию: case@dp.ru.

Загрузить по полной

Организация: управляющая компания PSK Invest (входит в ГК "ПСК")
Задача: обеспечить стабильную загрузку в низкий сезон сервисных апартаментов новой сети Avenir
Автор: пресс-служба ГК "ПСК"
Для сети апарт-отелей Avenir, которую ГК "ПСК" строит в Петербурге, 2023 год был стартовым в рамках сервисной эксплуатации. Первые три объекта сети — это Kirovsky Avenir, Putilov Avenir и Moskovsky Avenir. Каждый из них предлагает преимущества своей локации — расположение возле метро и рядом с городскими магистралями, ведущими в центр города, на КАД и за его пределы. Также в Кировском районе, где построены Putilov Avenir и Kirovsky Avenir, находится огромный деловой кластер производственного и логистического характера.
К началу сервисной эксплуатации управляющая компания PSK Invest заключила ряд договоров с корпоративными клиентами: от структур Кировского завода и принимающих сторон туроператоров до портовых операторов, вузов и агентств по подбору персонала. Эти контракты позволили компаниям массово размещать персонал и своих клиентов во время служебных и личных поездок в Петербург на протяжении всего года в двух форматах: короткий период составлял от 1 до 14 суток, длинный — от 1 месяца.
"Наша базовая модель сдачи апартаментов в аренду является комбинированной. То есть один и тот же номер может сдаваться на короткий или длинный период исходя из текущего спроса. Эта модель позволяет плавно переходить от приоритета краткосрочной аренды к долгосрочной вместе со сменой сезона", — говорит коммерческий директор УК PSK Invest Елена Ехлакова.
Средняя загрузка в осенний сезон при долгосрочном размещении для Moskovsky Avenir составила 87%, Kirovsky Avenir — 91%, Putilov Avenir — 95%. При краткосрочном размещении в Moskovsky Avenir — 55%, Kirovsky Avenir — 58%, Putilov Avenir — 73%. Доля корпоративных клиентов в низкий сезон составляет 75%.
"Работа с корпоративным сегментом позволяет поддерживать среднюю загрузку номерного фонда апарт-отелей на среднем уровне 70–75% и более. Рекомендации и сарафанное радио в b2b работают точно так же, как и в b2c. Разница только в объёмах, и она в пользу b2b. Строительство апарт-отелей Avenir в Кировском районе напрямую и весьма положительно отразилось на развитии бизнес–туризма. Новый и большой номерной фонд, гибкий набор услуг и резервирование апартаментов для одновременных многочисленных броней — всё это моментально привлекает внимание корпоративных клиентов", — добавляет Елена Ехлакова.
В результате решена главная задача обеспечения стабильности загрузки номерного фонда в течение года, следовательно, и стабильной доходности собственникам апартаментов. Вторая достигнутая цель — развитие корпоративных отношений с крупными заказчиками.

Аппетит на кадры

Организация: ресторан-клуб Commode
Задача: разработать систему набора, адаптации и удержания сотрудников
Старт реализации: 2023 год
Автор: пресс-служба ресторана–клуба Commode
Блок HR сегодня является одним из самых непростых в сегменте HoReCa. Настоящая головная боль для руководителей большинства заведений Петербурга — формирование отдела клининга, рассказали в Commode. Чаще на такие вакансии откликаются иностранные граждане либо люди в возрасте. В самом ресторане-клубе чрезвычайно большой поток гостей, и справляться с такой нагрузкой пожилым сотрудникам сложно. С иностранными гражданами трудно договориться по заработной плате, формату оплаты, соблюдению обязанностей, есть сложности с командной работой.
В Commode решили задачу и сформулировали несколько лайфхаков. Основной — пригласить добросовестных сотрудников из Ленобласти, где вакансий не так много, организовать для них трансфер и снимать жильё. Такая схема выгодна, если в заведение требуется не менее четырёх работников. Также необходимо найти одного-двух ответственных сотрудников и делегировать им задачу поиска персонала среди знакомых.
"На вакансию хостес обычно идёт достаточный поток кандидатов, но процент квалифицированных работников мал. Во многих заведениях блок бронирования не развит и плохо работает: в некоторых до сих пор процесс не оцифрован. Соответственно, у кандидатов нет нужного опыта, — отмечает учредитель Commode Георгий Сезин. — Сложился ложный стереотип, что для хостес достаточно иметь эффектную внешность, но важнее грамотная речь, умение продавать, принимать бронирования и так далее". Здесь набирают кандидатов с верным представлением об обязанностях, внедряют CRM, занимаются обучением с помощью тренингов и системы контроля качества.
"Мы никогда не испытывали сложностей с поиском барменов. При наличии контактной стойки есть три основных вопроса: знание технологии, общение с гостем с учётом техники продаж и, со стороны заведения, внедрение эффективной системы контроля злоупотреблений", — поясняет Георгий Сезин. Также необходимы программы повышения квалификации. Заведению важно качественно провести адаптацию барменов: тренинги по продажам, по алкоголю, по кассовой дисциплине, аудиты.
Поиск и подбор официантов обычно затруднений у заведений общепита не вызывает — сложность заключается в удержании способных сотрудников. В Commode для этого предусмотрена онлайн-система обучения с наглядными материалами и видеоуроками. Процесс обучения начинается с приветственного слова владельцев заведения, в котором описываются его концепция и ценности, а сами уроки насыщены полезными фишками и примерами. Эта система помогает не только обучить персонал, но и создать настоящую команду лояльных сотрудников.

Неспортивное поведение

Компания: "Фитнес Стратегия"
Ситуация: торговый центр был построен под видом спортивного объекта
Последствия: город требует компенсации на сумму более 150 млн рублей
Автор: Yandex.ru/maps
В конце прошлого года ООО "Фитнес Стратегия" проиграло во второй инстанции суд с комитетом имущественных отношений Петербурга (КИО). Согласно решению суда общество должно выплатить городу 150,1 млн рублей убытков, которые понёс бюджет.
Компания заключила в 2017 году инвестиционный договор с городом, по которому обязалась построить спортивный комплекс на ул. Васи Алексеева. Согласно договору, "Фитнес Стратегия" получила земельный участок без торгов по льготной арендной ставке в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Однако в процессе строительства проект претерпел изменения (они были согласованы Госстройнадзором). В результате в 2022 году около станции метро "Кировский завод" открылся торговый центр Forum.
В 2023 году КИО обратился в суд с требованием взыскать разницу между льготной и рыночной арендной ставкой, так как, если бы на участке изначально строился ТЦ, компания платила бы именно рыночную стоимость. Кроме того, комитет попросил организацию доплатить за выкуп земельного участка.
В своё оправдание "Фитнес Стратегия" заявила, что "возможность изменения параметров объекта капитального строительства в процессе строительства закреплена законодательством". В компании объяснили, что был заключён предварительный договор об открытии в комплексе фитнес-клуба, однако затем оператор крупной фитнес–сети отказался от сотрудничества. Обществу ничего не оставалось, кроме как сдать построенные площади другим арендаторам — организациям торговли.
Суд первой инстанции встал на сторону владельцев ТЦ, однако во второй выиграл город. Срок обжалования постановления апелляционного суда ещё не истёк.
Стоит отметить, что крупные объекты в Петербурге не всегда соответствуют своему формальному обозначению. Так, крупнейший в городе ТРК "Галерея" долгое время числился подземной парковкой с торговыми местами, а ТРК "Питерлэнд" — детской теннисной школой.