Вышли из простоя: завод Hyundai в Петербурге могут перезапустить к лету

Завод Hyundai в Петербурге может полноценно возобновить работу через полгода
Автор фото: "Деловой Петербург"

Петербургский автозавод Hyundai вернулся к работе после почти двух лет простоя. Однако полноценный перезапуск площадки, по информации "Делового Петербурга", состоится не ранее чем через полгода.

По данным источников, закрытие сделки по продаже ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) российскому ООО "Арт-Финанс" состоится до конца января, а недавно на предприятии побывали китайские делегации GAC и Chery. Впрочем, кто именно станет партнёром завода после официальной смены собственника, доподлинно (во всяком случае, пока) неизвестно.
"Деловой Петербург" спросил у экспертов, с какими трудностями может столкнуться новый владелец при перезапуске завода, действительно ли Hyundai планирует вернуться на российский рынок и сколько времени потребуется предприятию, чтобы снова выйти на производственную мощность 200 тыс. автомобилей в год.

Почему Hyundai продал завод в Петербурге

По неофициальным данным, петербургское предприятие Hyundai было продано "Арт-Финансу" за символические 10 тыс. рублей. Опрошенные эксперты подтверждали предположения "Делового Петербурга", что скорее всего речь идёт о некоем варианте временного управления с возможностью обратного выкупа. Кроме того, Hyundai намерен продолжить послепродажное обслуживание в РФ даже после ухода.
Тот факт, что потерявший на этой сделке $219,19 млн Hyundai Motor надеется вернуться на российский рынок, говорит доцент кафедры таможенного администрирования РАНХиГС Санкт-Петербург Дарья Щербакова, подтверждается в том числе желанием концерна оставить за собой завод по сборке двигателей "Хендэ Виа Рус", судьба которого пока не определена. Также кандидат социологических наук назвала ещё несколько факторов, которые подтолкнули корейцев к решению избавиться от актива. По крайней мере, на ближайшие несколько лет.
"Автомобили Hyundai традиционно хорошо продавались в России. Потеря доли своего рынка в 6% при наличии стратегических планов запуска завода по производству двигателей и расширению присутствия на российском рынке — удар для корейского автогиганта. Параллельно идёт спад продаж в Китае, где размещён завод [Hyundai] по ежегодному выпуску 500 тыс. автомобилей, из которых в прошлый год была реализована только половина. Третий год содержания практически остановленного предприятия [в Петербурге] — это серьёзные издержки для корейского бренда. Несмотря на продажи кузовов в Казахстан и рост продаж на родине, потеря двух рынков не может покрыть убытки. Да и перспективы очень туманны", — объясняет доцент.
Эксперт ИЦ НТИ "Автонет" Московского Политеха Юрий Урюков полагает, что точные условия сделки по продаже завода ХММР "Арт-Финансу", на который также претендовал "Автотор", станут известны спустя какое-то время, поскольку помимо бизнес-интересов здесь оказались замешаны интересы государства, которому выгоднее развивать собственное производство за счёт взаимовыгодного сотрудничества с китайскими автопроизводителями, а не просто получать от них готовые машины.
"Очевидно, что сделка происходила не без участия государства и, понятно, что учитывались в том числе интересы корейской стороны, которая пытается не полностью сжечь мосты и оставить ниточки, которые приведут их обратно в Россию, когда мировая обстановка наладится. Об этом тоже явно были договорённости, поэтому, скорее всего, подобрали оптимального партнёра, который может эти условия удовлетворить", — предположил эксперт, комментируя решение Hyundai продать активы "Арт-Финансу", а не "Автотору".
А учитывая, что последний занимается разработкой собственного электромобиля, расширяет сотрудничество с "Росатомом" и китайскими производителями (включая Kaiyi и BAIC), покупка завода ХММР в Петербурге была бы для калининградского автопроизводителя слишком хлопотной, а полученный актив — избыточным, считает Юрий Урюков.

Что происходит на предприятии

Если верить инсайдерам, сразу после возобновления работы на заводе ХММР перезапустили сборку Hyundai Solaris и Kia Rio из машинокомплектов, ввезённых до февраля 2022 года. По данным telegram-канала "Русский автомобиль", сейчас на предприятии есть наборы комплектующих приблизительно на 70 тыс. машин, но полностью можно собрать только около 2 тыс. автомобилей, а для остальных потребуются дополнительные детали.
Источники в автомобилестроительной сфере уточняли, что сейчас вышеуказанные машины выпускают под оригинальными брендами по пять экземпляров в день, но в дальнейшем они будут сходить с конвейера под логотипом GAC, поскольку Hyundai не продлила петербургскому заводу лицензию на использование марок Hyundai и KIA. В пресс-службе петербургского завода "Деловому Петербургу" не подтвердили, что снова начали производить одних из самых популярных в России автомобилей, лишь повторили уже известные данные: "Мы занимаемся обучением персонала и обслуживанием оборудования. Штат компании — примерно 800 человек". Хотя это в три раза меньше по сравнению с числом сотрудников в позапрошлом году (см. инфографику), на первом этапе такого количества рабочих будет достаточно, если их квалификация отвечает возможности полного производственного цикла, говорит эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов.
"Что касается найма сотрудников — всё зависит от бренда, который будет выбран [в качестве партнёра завода ХММР], от его позиции на российском рынке, выбора модельной линейки, позиционирования этих авто на рынке, маркетинговой поддержки… От этого будут [в том числе] зависеть возможности наращивания персонала", — отмечает специалист.
Между тем социологу Дарье Щербаковой представляются сомнительными сведения о наличии ресурсов для выпуска 70 тыс. машин на уже практически бывшей площадке корейского автоконцерна в Петербурге: "Складировать запчасти на треть от годовых объёмов экономически не выгодно. Сомневаюсь, что Hyundai делал такие запасы".
Также доцент обратила внимание, что для возвращения к производственной мощности 200–230 тыс. автомобилей в год, новому владельцу завода ХММР потребуются прежде всего рабочие руки, которых и так не хватает на рынке труда. При этом доцент не уверена, что завод Hyundai сможет предложить соискателям зарплату наравне с оборонными предприятиями, которые переманили к себе множество "синих воротничков".

Что будет с петербургскими активами Hyundai

Несмотря на то, что большинство китайских автопроизводителей напрямую поставляют свои автомобили в РФ, далеко не все марки готовы в открытую поддерживать российский автопром, и зачастую действуют через посредников, опасаясь вторичных санкций. Именно поэтому схема с неафишированием китайских компаний, которые выступают в роли партнёров, представляется наиболее подходящей в данный момент.
Кто будет сотрудничать с заводом ХММР в Петербурге — тоже большая загадка. Юрий Урюков предполагает, что в дальнейшем на предприятие "обходными путями" будут поступать машинокомплекты для Solaris, Kia и Creta, которые собирались там ранее, но допустил, что речь может идти о других деталях — смотря что будет производить завод.
"Да, сейчас там есть определённый задел автомобилей, недособранных во время правления предыдущего собственника, но эти запасы кончатся и нужно будет их чем-то замещать. На мой взгляд, это самая большая проблема. Потому что завод строился в интересах конкретного концерна, был заточен на его поставщиков, логистические цепочки. Всю логистику придётся выстраивать заново и искать нового партнёра, который будет стабильно поставлять, как минимум, какие-то машинокомплекты. Потому что разработать своими силами автомобиль с нуля не получится и просто будет экономически неэффективно", — объясняет эксперт.
Неизвестной остаётся и дальнейшая судьба бывшего завода General Motors (GM) — второй площадки завода Hyundai в Шушарах, которая, по данным информагентства Yonhap, тоже вошла в контур сделки с "Арт-Финансом". Прошлой зимой вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков рассказывал "Деловому Петербургу", что городские власти хотят открыть на базе GM масштабный центр для подготовки промышленных кадров.
Отвечая на вопрос о перспективах этого проекта после передачи актива новому собственнику, вице-губернатор Ирина Потехина уточнила, что под образовательный полигон на временной основе планировали использовать только часть помещений бывшей площадки GM однако эти планы больше неакутальны.
"У завода образовались другие перспективы", — кратко пояснила вице-губернатор "Деловому Петербургу".

Когда завод начнёт выпуск авто

Примечательно, что главное преимущество завода ХММР в Петербург является и его ключевым недостатком: поскольку речь идёт фактически о предприятии полного цикла, переоборудование мощностей под производство принципиально других моделей потребует углублённой локализации и вряд ли возможно в ближайшей перспективе.
Денис Гаврилов полагает, что первый полноценный производственный проект скорее всего стартует на заводе Hyundai ближе к лету, а до тех пор на предприятии будет либо идти подготовка к нему, либо досборка автомобилей. "Если [для реализации проекта] будет выбран бренд, который сейчас входит топ-7 по объёмам продаж, это потребует серьёзных инвестиций и том числе набора дополнительного персонала. Пока что нужно вернуть навыки, которые были. Наверное, в течение простоя выполнялись операции для поддержания навыков рабочих и работоспособности оборудования, но, конечно, не в объёмах полноценного производства", — подчёркивает спикер.
Эксперты не смогли ответить, через какое время одна из самых крупных и передовых площадок по производству автомобилей в России сможет выйти на мощность 200 тыс. машин в год. Для достижения таких показателей не лишним будет обратить внимание на опыт "АвтоВАЗа", который реализовал за прошлый год свыше 350 тыс. автомобилей. При этом в основном речь шла о недорогой Lada Granta — едва ли не единственной в сегменте до 1,5 млн рублей, отмечает Юрий Урюков.
"Соответственно, можно предположить, что для того, чтобы продавать по 200 тыс. машин в год и полностью загрузить предприятие, нужно вывести на рынок автомобиль примерно такого уровня: недорогой, достаточно современный, надёжный, зарекомендовавший себя. На самом деле, это очень серьёзная задача, потому что даже сами китайцы не стремятся поставлять в Россию дешёвые машины: маржа на них небольшая, дилеры зарабатывают немного и производителям это невыгодно", — указывает эксперт.
Впрочем, на первых этапах в любом случае придётся начинать с более скромных цифр. При этом эксперт уверен, что даже на фоне дефицита кадров на рынке труда у "Арт-Финанса" не возникнет проблем с поиском новых сотрудников, если он решит увеличит численность персонала на своём новом заводе. Главное — предложить соискателям выгодные условия.
"Думаю, [нехватка персонала] это меньшее из зол. Гораздо серьёзнее и важнее проблема поиска технологического партнёра, построения всех логистических цепочек и технологии производства автомобилей уже на возрождённом предприятии, — резюмирует эксперт. — Потенциал у него действительно велик, но чтобы реализовать его, потребуются огромные инвестиции и огромная работа".