Почему работодатели неохотно берут молодых специалистов без опыта

Автор фото: Photoxpress

Работодатели неохотно берут молодых специалистов без опыта работы. Считается, что опыт, пусть самый минимальный, заранее избавит начальника от необходимости превращаться из босса в няньку: работник уже научился не опаздывать, отвечать за свои поступки и общаться с клиентами.

"Анекдоты о том, что работодателям сейчас нужны специалисты не старше 25 лет с опытом работы не менее 10 лет, уже прочно обосновались в народном фольклоре, но дыма без огня не бывает, — справедливо напоминает бизнес–тренер OD&M Consulting (международный кадровый холдинг Gi Group) Анастасия Данкова. — Зерно истины в нежелании брать на работу вчерашних студентов есть". Нередко рекрутеры, рассматривая молодого кандидата, требуют хотя бы год опыта работы после вуза. Вместе с очевидными причинами, например отсутствием профессиональных навыков, у работодателей на то есть и неочевидные причины.

Отсутствие гарантий

"Большой минус сотрудников без опыта — это, конечно, трудозатраты компании и руководителей, а также отсутствие гарантии, что молодой специалист не подведет коллег и клиентов, — рассказывает Диана Прищепа, руководитель отдела по работе с персоналом Acsour. — Риск брать на работу студентов и выпускников оправдан в том случае, когда открывается новая позиция или направление и у начальника будет время на воспитание подчиненного". В ситуации быстрого найма и срочной замены, объясняет она, компании преимущественно заинтересованы в кандидатах с опытом работы.
"В неопытных приходится вкладывать значительное число человеко–часов опытных коллег, и это очень большие затраты компании, — объясняет нежелание работодателей связываться с людьми без опыта работы ведущий эксперт компании Greens Елена Смирнова. — Субъективно: в вузе работать их вообще не учат. К тому же часто такая молодежь после года работы еще и уходит в другое место, где зарплата на 10 рублей выше".
Получается, что отсутствие практических навыков дополняется главным для работодателя неудобством: необходимостью адаптировать начинающего работника к его новым реалиям, где он не студент, а специалист с набором обязательств. "Я не хочу быть нянькой", — вот главное объяснение работодателей, не работающих со вчерашними выпусками.
В молодости совершенно другое представление о дисциплине, ответственности, даже коммуникациях, напоминает Данкова. Из–за этого работодатели тоже не готовы к работе с молодежью, ведь их надо обучать не только тому, что делать, но и как. "Человек без какого-либо опыта не понимает основные принципы работы в организации: структуру, коммуникации со смежными подразделениями и так далее", - соглашается генеральный директор и совладелец "ТОП Рекрутинг" Инна Егорова.
"У нас до сих пор обучение относят на затраты, а не на инвестиции, считая, что обученный сотрудник обязательно должен стремиться сбежать к конкурентам, — продолжает Анастасия Данкова. — Вот и получается: чтобы брать на работу молодого сотрудника без опыта, нужно предварительно провести огромный объем работы по построению бизнес–процессов, формированию системы компетенций, программы развития и сбалансированной системы мотивации".

Заранее лояльны

Рекрутеры не хотят брать не молодых, а незрелых кандидатов, уверен карьерный консультант и тренер Виталий Баранецкий. Он поясняет: вторых от первых отличает критическое и аналитическое мышление, а сам возраст не всегда залог его наличия у кандидата. "С опытом работы человек приобретает еще и определенную личностную зрелость, которая может отсутствовать в молодых специалистах. Это проявляется в том, что они зачастую настроены на потребительское отношение к работе: ищут в первую очередь комфортные условия и хорошую зарплату", — рассуждает Инна Егорова.
Если опыта работы нет, некоторых работодателей может устроить опыт стажировок: главное, чтобы было хоть что–то.
"Человек не может быть после вуза белым листом, — уверена Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner. — Обязательно есть небольшой жизненный опыт, который при должном умении можно перенести в профессиональный: стажировки, участие начинающего специалиста в конференциях".
По данным исследования портала Superjob, молодых специалистов без опыта работы принимают 60% опрошенных работодателей. Больше шансов у неопытной молодежи устроиться не в небольшую фирму, а, наоборот, в крупную компанию: у таких работодателей отлажена система обучения и адаптации начинающих специалистов: 72% представителей компаний с численностью персонала свыше 1 тыс. человек положительно ответили на вопрос о приеме на работу выпускников без опыта. Лучше всего их берут в банки и IT–компании. Опыт работы не всегда является преимуществом, ведь известно, что переучивать сложнее, чем учить, объясняет представитель Superjob Владислав Гладенков: "Наработанная система обучения позволяет компании получить специалиста под свои нужды, это и проще, и дешевле, чем искать "готового" специалиста с необходимыми профкомпетенциями".
С ним согласен Александр Казанский, директор филиала "Санкт–Петербургский" Уральского банка реконструкции и развития: "В текущих экономических условиях результат от работы сотрудника должен ощущаться "здесь и сейчас", что трудно получить от молодого специалиста без опыта работы. Но если мы видим в кандидате потенциал, если мы видим, что, вырастив его в собственных бизнес–условиях, мы сможем в среднесрочной перспективе получить от него больше, чем мы получим от нового специалиста, пришедшего с улицы, то берем его в работу". Десятая часть рабочего времени в день, говорит он, уходит на работу с новичком. Правда, четверо из пяти специалистов успешно проходят испытательный срок и остаются в банке.
Елена Манаева, заместитель HR-директора компании AT Consulting, подтверждает, что в IT-компании приветствуют привлечение молодых специалистов: "Многие наши сотрудники выросли внутри компании: они пришли к нам на стажировки и доросли до топовых позиций. IT-сфера меняется очень быстро, и нам как непрерывно растущей компании нужные активные и мотивированные люди, готовые получать новые знания".
"Выгоднее взять молодого, — признается директор по развитию бизнеса компании "Аудиомания" Тимофей Шиколенков. — Дать базовые навыки и получить сотрудника, который будет стремиться стать лучше, эффективнее и квалифицированнее".
"Большой плюс молодых в том, что они еще не впитали в себя корпоративную культуру других компаний, — говорит Диана Прищепа. — Из таких работников проще сделать кадры под свои нужды, и если это получается, то, как правило, такие сотрудники более лояльны к работодателю и надолго остаются в команде". Неопытные сотрудники — хорошие ученики, напоминает Инна Егорова: "Впитывают все как губка, именно из них затем вырастают самые преданные сотрудники". Вот и получается: либо любимая нянька, либо грозный рекрутер.