Совладельцы "Метростроя" отец и сын Александровы рвут связи с банком

Автор фото: Интерпресс

Вадим и Николай Александровы подали иск к ОАО "Метрострой" и Связь-банку об оспаривании договора. Речь идет, скорее всего, о поручительствах перед банком за третьих лиц по кредитам. По наблюдениям экспертов, такие ситуации иногда возникают, когда госкомпании неофициально поручаются по обязательствам лиц, связанных со своим топ-менеджментом.

В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 3 июня 2016 года поступил иск Вадима Николаевича и Николая Вадимовича Александровых — генерального директора ОАО "Метрострой" (оборот в 2015 году — 23 млрд рублей без учета НДС) и его сына, также являющихся акционерами компании (37,3% акций), к самому "Метрострою" и Связь-банку об оспаривании договора. О каком договоре идет речь, в иске данных пока нет. В "Метрострое" сообщили, что "данное исковое заявление в компанию еще не поступало и, соответственно, содержание его пока неизвестно". Но, запросив по просьбе "ДП" эту информацию у самих Вадима и Николая Александровых, "Метрострою" удалось выяснить, что иск касается хозяйственной деятельности общества и банка: "По факту хозяйственная деятельность между двумя организациями не производилась, и для того, чтобы аннулировать отношения, им как акционерам общества пришлось обратиться в суд".
По данным СПАРК, Связь-банк не имеет залоговых прав на активы "Метростроя" (залогодателями компании и ее "дочек" являются Россельхозбанк, Невастройинвест банк), также он не давал банковских гарантий ни по одному из многочисленных госконтрактов компании (гарантами выступают Росбанк, Газпромбанк, Сбербанк, банки "Россия", "БФА", "Санкт-Петербург" и "ВТБ"). Остается либо кредитный договор, либо поручительство за третьих лиц: больше практически никаких вариантов контрактных отношений между компанией и банком не встречается.
Если верить Вадиму Александрову и хозяйственной деятельности между банком и "Метростроем" по этому договору не ведется, речь явно не о кредите. Остается поручительство. И действительно: в годовом отчете за 2014 год — последнем отчете, в котором публиковались данные о предоставленных обеспечениях эмитента, — сказано, что "Метрострой" предоставил поручительство по обязательствам третьих лиц в размере 770 млн рублей. Срок исполнения этих обязательств третьего лица, возникших в 2014 году, наступает 25 декабря 2016 года. Какому банку дано такое обеспечение и по чьим обязательствам, в отчете не сказано.
По мнению экспертов, если бы договор со Связь-банком вообще не рождал никаких правовых последствий для обеих сторон, его не нужно было бы оспаривать в суде: достаточно было бы просто обратиться в банк. "Если акционеры пришли в суд, чтобы его оспорить, значит, он прямо задевает их интересы, — рассуждает партнер юридической фирмы "Апелляционный центр" Владимир Полуянов. — В этой связи мне на ум приходит такая вещь, как "сейфовое поручительство": когда компания поручается по обязательствам, скажем, своего генерального директора — он, например, себе яхту купил — и это поручительство банком даже не отправляется в Центробанк, а кладется в сейф председателя правления. Пока все в порядке, банк о нем не вспоминает, а директор или лица с ним связанные спокойно гасят этот кредит. Но если, например, у регулятора возникают вопросы по обеспечению этого кредита, банк вдруг вытаскивает это поручительство из сейфа, увольняет операциониста "за недосмотр" и, извиняясь, говорит, что на самом деле кредит-то нормально обеспечен".
По мнению юриста, такое "сейфовое поручительство" как раз не порождает хозяйственной деятельности между банком и обществом. "Но если общество-поручитель — это компания с государственным капиталом и у государства вдруг возникли вопросы к генеральному директору, он как акционер этого общества будет стремиться прикрыть свои тылы иском об оспаривании этого поручительства. В этом случае ему нужно доказать в суде, что он не знал о заключении обществом такого договора и что таковой является недействительной сделкой".
Стоит заметить, что сын главы "Метростроя" и его соистец по вышеупомянутому иску Николай Александров в последнее время расширял бизнес. В апреле 2016 года он открыл ресторан "Птичий двор" на ул. Савушкина в ТРК "Атлантик сити" в партнерстве с ресторатором Сергеем Глазыриным. Ресторан площадью 900 м2 заработал 19 мая. Сергей Глазырин и Николай Александров ведут совместный бизнес больше 5 лет. "Птичий двор" стал их седьмым совместным заведением после Meat Head и Paradise на Конюшенной площади, VinoGrad cafe, "Жирной утки", Macarena и "Этаж 41" в "Лидер Тауэр". Сергей Глазырин работает на рынке общепита больше 15 лет, в том числе сотрудничал с Ginza Project.
"Метрострой" же, в свою очередь, в последнее время переживает период обострения отношений со Смольным, который также является акционером компании (он напрямую в лице КИО и через ГУП "Петербургский метрополитен" контролирует 46%). Будучи практически монопольным строителем петербургского метро, компания в течение последнего года столкнулась с жестким прессингом со стороны основного заказчика — комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Помимо чиновников, "Метрострой" и его "дочки" бомбардируют проверками и другие госорганы, включая ФНС, МЧС, Счетную палату. Кроме того, компания в последнее время привлекла внимание следственных органов.
Любая из этих проверок теоретически может обнаружить поручительство по кредиту за третьих лиц — если таковое имеется, — которое, конечно, вызовет вопросы. Чтобы выйти из щекотливой ситуации, и имеет смысл заранее обеспечить себе убедительные объяснения.