"Дочка" "Метростроя" оспаривает налоговую претензию на миллиард рублей

"Дочка" петербургского монополиста по строительству подземки ОАО "Метрострой" оспаривает в суде доначисленные в апреле 2016 года налоги, пени и штрафы на общую сумму 1,019 млрд рублей.

На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство ЗАО "Строительно-монтажное управление №11 Метрострой" (СМУ-11 "Метрострой") о принятии обеспечительных мер в рамках иска об оспаривании претензий МИФНС России №2 по СПб по крупнейшим налогоплательщикам. Как выяснилось в суде, под занавес 2015 года, 28 декабря, в офис "Метростроя" нагрянули налоговики с проверкой, по итогам которой вынесли решение №16/14405 о привлечении компании к ответственности за неуплату налогов. А 19 апреля 2016 года это решение легло в основу требования №10 об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на общую сумму 1 019 720 902 рубля. В конце апреля "СМУ-11 Метростроя" обратилось в суд с иском об оспаривании претензий, и теперь суд по просьбе истца приостановил действие решения и требования на время судебного разбирательства. В "Метрострое" и в налоговой пока не ответили на запрос "ДП".
По данным официального сайта ОАО "Метрострой", СМУ-11 является одной из крупнейших организаций метростроительного холдинга. СМУ было сформировано в 1972 году и участвовало в строительстве станций "Проспект Ветеранов", "Выборгская", "Девяткино", "Рыбацкое", "Проспект Просвещения", "Пионерская", "Ладожская", "Улица Дыбенко", "Садовая", "Спортивная", "Комендантский Проспект", "Обводный канал" и  "Звенигородская". Основным направлением деятельности СМУ-11 являются горнопроходческие и горнокапитальные работы. Кроме метро, СМУ-11 работало на других инфраструктурных стройках: северного канализационного коллектора, подземной лаборатории, "Мариинки-2", дамбы. Оборот компании, по данным СПАРК, еще несколько лет назад составлял 2-3 млрд рублей (с прибылью 100-200 млн), а к 2014 году "скатился" до 1,6 млрд (с убытками в 28 млн). Сейчас компания на правах генподрядчика выполняет капремонты вестибюлей и наклонного хода станций "Выборгская" (212 млн рублей), "Пушкинская" (209 млн), "Василеостровская" ( 261 млн) и "Елизаровская" (251 млн).
Примечательно, что, хотя "Метрострой" и называет СМУ-11 своим дочерним предприятием, де-юре, по данным СПАРК, компания на 51% принадлежит физлицам, тогда как пакет материнской организации составляет 49%. Гендиректором компании является Андрей Морозов, до декабря 2015 года входивший в совет директоров "Метростроя".
ОАО "Метрострой", петербургский монополист строительства подземки (оборот в 2015 году — 23 млрд рублей без учета НДС), подвергается пристальному вниманию надзорных, контрольных и даже правоохранительных органов с начала 2015 года. Буквально в конце апреля в аффилированный с семьей главы "Метростроя" Вадима Александрова (владеет 37,3% акций ОАО) банк "Невастройинвест" пришли с обыском следователи. А в марте следователи ФСБ нагрянули в Дирекцию транспортного строительства Смольного (подведомственное учреждение КРТИ), где изъяли документы по работам "Метростроя".
Между тем претензии всевозможных госорганов к работе монополиста начались еще раньше. Так, в июле 2015 года в автопарк "Метростроя" внепланово явилась трудовая инспекция, а в ноябре 2015 года с внеплановыми проверками в "Метрострой" и его "дочки" нагрянуло МЧС, которое выявило у компаний более сотни нарушений техники безопасности и вынесло десятки штрафов на общую сумму в несколько миллионов рублей. Затем последовали еще три внеплановые проверки: в декабре 2015 года, а также в феврале и в маре 2016 года.
В феврале и марте 2016 года с внеплановыми проверками к "дочкам" монополиста — СМУ-13 и "Управление-20"  — нагрянула инспекция Ростехнадзора. Еще ранее, в декабре 2015 года, этот орган проверил и нашел пять нарушений у ЗАО "Метроподземстрой", в октябре проверил ЗАО "Семнадцатое управление Метрострой", а в сентябре — "Тоннельный отряд №3", у которого найдены 29 нарушений.
А в марте и в апреле 2016 года финансовые претензии к генподрядчику предъявил и основной заказчик — КРТИ: он подал в суд два иска, на 146 млн и на 77 млн рублей. В комитете не хотят обсуждать свои претензии. "Метрострой" — старейшая компания с уникальным опытом работы в области метростроения, которая на протяжении многих лет успешно реализует крупнейшие инфраструктурные проекты в Петербурге. За годы работы "Метрострой" зарекомендовал себя как добросовестный и ответственный подрядчик с высокой культурой строительства", — только и отметили там.
В конце 2015 года из-за всех этих претензий у "Метростроя", похоже, начались и финансовые проблемы. По крайней мере, осенью прошлого года его "дочка" СМУ-13 получила претензии от своего субподрядчика ООО "Профиль" по контракту от 2011 года, которому не выплатила 388 млн рублей за выполненные работы, ссылаясь на неплатежи генподрядчика — материнской компании.