Бизнесмены Ленинградской области разочаровались во власти

Автор фото: Сергей Вдовин

Областные депутаты-бизнесмены один за другим отказываются от участия в региональных выборах в будущем году. Виной тому федеральное законодательство, наложившее жесткие ограничения для парламентариев на ведение бизнеса. Как прогнозируют эксперты, в будущем созыве парламент будет состоять не из влиятельных бизнесменов, а из послушных и лояльных исполнительной власти бюджетников и бывших чиновников.

Депутаты-бизнесмены в Ленобласти массово отказываются от участия в выборах в парламент региона, которые пройдут в 2016 году. Среди известных фигур, которые не войдут в следующий созыв, — лендлорды Денис Жуков и Владимир Рыбальченко, топ-менеджер "Группы ЛСР" Василий Кострица, а также, возможно, основной владелец птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников, генеральный директор ЗАО "КОНЦЕРН ТИТАН-2" Вадим Рябов и основной владелец агрофирмы "Ручьи" Александр Трафимов.
Денис Жуков, совладелец "СВП Групп", крупной девелоперской компании, говорит, что свой гражданский долг выполнил. "Каждый уважающий себя бизнесмен должен принести пользу обществу. Я ее принес, много работал, и, надеюсь, у моих избирателей останутся хорошие впечатления. Теперь надо заниматься бизнесом", — поясняет он. Он уверен, что в следующем созыве бизнесменов будет немного.
Сегодня земельный банк компании составляет 450 га, крупнейший проект — это "Кудрово", где строится жилой район.
Владимир Рыбальченко пошутил, что хочет на пенсию. "Политикой надо заниматься раньше, чем я начал. Это интересно и полезно. Но я считаю, что депутат должен быть только депутатом, потому что сложно совмещать бизнес и политику. Бизнес отнимает много времени", — сказал он.
Сейчас Владимир Рыбальченко владеет компанией "КАД Ленобласть", которая планирует реализацию жилищного проекта в Заневском поселении на 120 га, но это земли общественно-делового, промышленного и сельскохозяйственного назначения, а пока на их перевод под жилье наложен мораторий. Кроме того, он является одним из самых богатых парламентариев в России, заработав в 2014 году 315 млн рублей, в 2013-м — 335 млн рублей и более 870 млн рублей в 2012 году.
Заневское поселение вносит поправки в генплан, чтобы перевести земли под жилищное строительство и реализовать там проект КОТ (можно построить около 1 млн м2 жилья). Однако в связи с мораторием на перевод земель проект рискует остаться только на бумаге.
Никита Мельников — совладелец крупнейшей в Европе птицефабрики "Синявинская", его состояние оценивается примерно в 14 млрд рублей, по сведениям "ДП", не планирует избираться в следующий созыв. "Я пока не принял окончательного решения", — говорит Никита Мельников.
Василий Кострица , по информации "ДП", также откажется от борьбы за депутатский мандат, говорят собеседники в парламенте. Но сам он от комментариев отказался. Сегодня он является членом правления "Группы ЛСР" экс-сенатора Андрея Молчанова и управляющим бизнес-единицы "ЛСР. Базовые материалы — Северо-Запад". Помимо производственных мощностей, у компании в регионе планируется крупный проект — квартал-миллионник на землях Ржевского аэродрома.
До Вадима Рябова , бизнес-партнера экс-главы "Спецстроя" Григория Нагинского, дозвониться вчера не удалось. Но коллеги рассказывают, что он постоянно в разъездах, что непросто совмещать с работой в Законодательном собрании и на округе. Не удалось дозвониться и до Александра Трафимова.
Управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков связывает отказ предпринимателей участвовать в выборах с тем, что статус депутата теперь серьезно осложняет им жизнь. "С недавнего времени представители всех ветвей российской власти воспринимаются на западе как politically exposed person (PEP). Из-за неоднозначной ситуации во внешней политике для обладателя этого негласного статуса даже открытие счета в западном банке становится невыполнимой задачей — банкиры не хотят попасть под санкции своих регуляторов. Кроме того, PEP будет сложно пользоваться услугами западных юристов и проводить операции с ценными бумагами. Примечательно, что подобные ограничения могут (но не обязательно должны) распространяться и на бывших депутатов и чиновников", — отмечает юрист.
Стоит отметить, что на бизнесменов-единороссов ложится также финансирование выборов и партии "Единая Россия". А в кризис, когда бизнес чувствует себя не слишком комфортно, оплачивать нужды партии, которая к кризису причастна напрямую, сродни мазохизму, рассуждает один из собеседников "ДП" в парламенте. Одним из неформальных спонсоров областных единороссов называют Андрея Молчанова.
Кстати, бывший секретарь областного отделения "Единой России" и крупный областной девелопер, владелец "ПулЭкспресс" Владимир Петров до сих пор, несмотря на выход из партии, финансирует содержание ее Сланцевского отделения — около 2,5 млн рублей в год. А до этого он вложил за год руководства областным отделением сумму почти на порядок больше. Комментировать финансовые вопросы Владимир Петров отказывается. Но, отмечает бизнесмен, Сланцевское отделение финансирует добровольно, на основе договоренности, достигнутой 2,5 года назад с новым секретарем областного отделения Сергеем Бебениным.
На выборы в парламент бизнесмен планирует идти в следующем созыве. "Есть еще много идей по изменению законодательства и улучшению жизни в регионе. Потенциал большой, много инициатив, в том числе и федеральных", — поясняет Владимир Петров, а наблюдатели не исключают, что он планирует избираться в Госдуму.
Кстати, в соседнем Петербурге депутаты не имеют права заниматься оперативным управлением бизнесом и должны работать на постоянной основе. А в Совете Федерации и вовсе началась зачистка сенаторов-бизнесменов, в результате которой многие предпочли бизнес сенаторскому креслу: так, вернулся к управлению "Группой ЛСР" Андрей Молчанов, сложил полномочия основной владелец "ФосАгро" Андрей Гурьев, представлявший Мурманскую область, и т. д.
Зато муниципальная власть, которая не встроена в систему государственных органов власти, пестрит выходцами из бизнеса в тех регионах, где у муниципалов есть реальные полномочия. Например, в Ленобласти муниципальный мандат позволяет им проще решать свои бизнес-вопросы, муниципальные депутаты собирают налоги, формируют бюджет, выделяют землю, разрабатывают граддокументацию и т. д. Неудивительно, что местные бизнесмены спешат обзавестись муниципальным мандатом.
Так, на местных выборах в 2014 году в Ломоносовском районе депутатом стал директор птицефабрики "Лаголово" Владимир Лихачев. Сейчас в районе создается складской терминал. Брат главы областного комитета по архитектуре и градостроительству Евгения Домрачева Сергей — депутат от города Коммунара. Его компания "Запстрой" занимается разработкой карьеров в регионе. Избраны в местные советы гендиректор ПЗ "Пламя" Юрий Малаев, гендиректор агрокомплекса "Оредеж" Нелли Андреева, директор ПЗ "Красногвардейский" Олег Сергиенко, глава Приозерского хлебокомбината Анатолий Горелик, гендиректор "Всеволожского мясного двора" Игорь Егоров.
Стоит отметить, что парламент Ленобласти весь год будоражат разговоры о возможном сокращении. Сейчас в Ленобласти 50 депутатов, две трети из них работают на постоянной основе, треть — на освобожденной и могут заниматься совмещением и вести бизнес. В процессе обсуждения и вопрос о сокращении количества депутатов, работающих на постоянной основе до председателя, вице-спикеров и председателей комиссий. Не исключен также переход парламента полностью на профессиональную основу, как работают их коллеги в Петербурге. В таких условиях бизнесмены тем более не смогут находиться в парламенте, если не откажутся от оперативного управления своими компаниями.
В итоге формироваться партийные списки, скорее всего, будут из послушных губернатору представителей бюджетной сферы: врачей, учителей, соцработников, то есть по-настоящему представителей народа, а не бизнеса. А по одномандатным округам будут избираться те парламентарии, которые зарекомендовали себя за долгие годы работы на округе либо могут самостоятельно оплатить себе избирательную кампанию.
Вместе с тем директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников полагает, что в Ленобласти уже сформировался слой профессиональных политиков. "Не исключено, что среди представителей муниципальной власти или бывших чиновников много желающих пересесть в депутатское кресло. Это логичное кадровое перемещение", — говорит он.