Как открыть кофейню за пять шагов

Автор фото: Сергей Ермохин

Михаил Гусейнов, генеральный директор сети кофеен "Чайникофф", рассказал "ДП" о том, как открыть кофейню, имея всего 3 млн рублей. Свое первое заведение в Петербурге предприниматель открыл еще в 2003 году. Успех кофейни зависит от мелочей, уверен эксперт.

Генеральный директор сети кофеен "Чайникофф" Михаил Гусейнов поделился с "ДП" своим опытом ведения бизнеса и рассказал, как за 3 млн рублей открыть кофейню с оборотов 12 млн рублей в год.
Он уверен, что кофейня должна быть минимум на 40-50 мест, с большим количеством окон и четырьмя сотрудниками.

1. Регистрация

Открытие ООО , оформление документов
Услуги регистрации — 4 тыс. рублей, госпошлина — 4 тыс. рублей, юр. адрес — без почты 3,2 тыс. рублей, с почтой — 6 тыс. рублей, оформление документов на одного участника ООО — 2 тыс. рублей, печать — 650 рублей, подготовка документов для открытия р/с — 2,5 тыс. рублей, пошлина 4–5 тыс. рублей. Уставной капитал — 10 тыс. рублей.
Стоимость первого этапа: 34,5 тыс. рублей; срок выполнения: 15 дней.

2. Помещение

Оптимальный размер
Лучшее помещение площадью 100 м2 (где 75 м2 — зал на 40–50 посадочных мест). Чем больше окон, тем ценнее помещение. Договор аренды надо заключать минимум на 3 года, стоимость в среднем — 250 тыс. рублей в месяц.
Стоимость второго этапа: 250 тыс. рублей; срок выполнения: 30 дней.

3. Оборудование

 
На чем нельзя экономить
Дизайн помещения — 1 тыс. рублей за 1 м2. Ремонт — 1–1,5 млн рублей. Кассовый модуль R–keeper, iiko обойдется в 150–250 тыс. рублей на одно заведение. Морозильная камера — 50 тыс. рублей, кофемашина — 200–300 тыс. рублей.
Стоимость третьего этапа: от 1,25 млн рублей до 2,16 млн рублей; срок выполнения: 60 дней.

4. Персонал

Как не допустить воровства
На 40–50 посадочных мест штат сотрудников — четыре человека: бариста, бармен, один официант, мойщица. З/п одного сотрудника — 80–120 рублей/час (з/п на всех 300–400 тыс. рублей в месяц). Одна камера видеонаблюдения — от 10 тыс. рублей (в среднем четыре на заведение). Проведение инвентаризации минимум 1 раз в месяц.
Стоимость четвертого этапа: 450 тыс. рублей; срок выполнения: 30 дней.

5. Поставщики

Как заполучить скидки
Выбирать поставщика из трех–четырех потенциальных компаний. Первые скидки на поставки можно получить через 2–3 месяца работы кофейни. Увеличивая размер скидки, которую готов предоставить поставщик, повышайте объемы продаж в кафе. В итоге вы сможете довести размер скидки на по ставку до 30–50%. Расходы на транспорт, мобильную связь и пр. на это время — до 10 тыс. рублей).
Стоимость пятого этапа: 10 тыс. рублей; срок выполнения: 14 дней.

Итого

Расходы на открытие кофейни составят 3 млн рублей. Кофейня должна окупиться через 1,5 года. Годовая прибыль — 2,4 млн рублей (при обороте 1 млн рублей в месяц и расходах — 800 тыс. рублей в месяц: аренда, з/п сотрудников, закупка продукции). Годовой оборот — 12 млн рублей.

Кофейня на мелочах

Сейчас в Петербурге 12 действующих кофеен сети "Чайникофф", две на стадии открытия и четыре открываются по франшизе: в Тюмени, Казани и две в Москве
Для потенциальных франчайзи быть только инвестором не достаточно. Михаил Гусейнов настаивает, чтобы кофейни управлялись самими владельцами заведений: только так в бизнесе можно будет добиться успеха. "Я сам стоял за стойкой в первой кофейне. Мы сразу меняли то, что не нравилось гостям, некоторые ходят к нам уже 12 лет подряд", — рассказывает бизнесмен.
Самые популярные напитки в кофейне — эспрессо, американо, капучино и латте, они дают 90% продаж заведения. Обязательно делать кофе с собой со скидкой — это составит 10–15% от оборота. Кофе можно заказывать одного сорта. Главное условие: зерновой, итальянской обжарки с соотношением арабика — 90%, робуста — 10%. Арабика более дорогая, но отвечает за вкус напитка.
Михаил Гусейнов посоветовал заказать оформление предприятия посредникам. Компанию поставят на учет в Росреестр, ПФР, налоговую и т. д. У посредника уйдет 1 день на подготовку документов, 8–9 дней — на оформление всех бумаг в инстанциях. Готовое ООО можно получить в среднем за 15 дней. Затраты на оформление документов составят от 30 тыс. до 35 тыс. рублей. Размер уставного капитала — 10 тыс. рублей.
"Поиск помещения — судьбоносный этап в открытии кофейни, спешить с принятием решения не стоит", — подчеркивает бизнесмен. Оптимально для кофейни помещение площадью 100 м2 (где 75 м2 — зал на 40–50 мест). Лучшее помещение — через дорогу от метро, торговых центров и т. п. Аренда в эпицентре движения слишком дорогая, главное — попасть в зону видимости потока. Оцените, возможно ли установить летнюю веранду — она увеличит обороты с 1 мая по 30 сентября в среднем на 30%. Еще важен фасад — идеальный вариант — на углу дома: можно будет повесить вывеску с двух сторон.
Договор аренды, рассказывает эксперт, лучше заключать сразу на 3 года. Стоит сразу оговорить льготный период — 1–2 месяца, пока помещение будет закрыто на ремонт.
Без услуг дизайнера (1 тыс. рублей за 1 м2) не обойтись, иначе помещение будет выглядеть по–любительски. В целом ремонт может стоить 1–1,5 млн рублей.
"Оборудование берите у производителя, холодильники с лимонадом поставит Coca Cola или Pepsi бесплатно", — продолжает Михаил Гусейнов. Кофе–машина нужна автоматическая, объем бойлера — 8–10 л (кофе не должен застаиваться), в аппарате — минимум два капучинатора — для удобства работы бариста.
Для кофейни на 40–50 мест требуется четыре человека: бариста, бармен, один официант, мойщица. Избежать воровства поможет адекватная зарплата. Придется потратиться и на камеры видеонаблюдения.
Продукцию можно поискать готовую к употреблению — десерты, готовые салаты и бутерброды. Скидку на поставки удастся получить после 2–3 месяцев работы. Снижая цены на закупку у поставщика, увеличивайте объем продаж в кофейне. Тем самым вы сможете повысить свою ценность как партнера. В итоге можно добиться скидки на поставку продукции в размере 30–50%.