Блокировка создания трибунала по "Боингу" и новые слухи

После того как Россия заблокировала в ООН решение о создании международного трибунала по сбитому над Донбассом "Боингу", многие восприняли это как "признание в убийстве".

Накануне вечером Голландия, Австралия, Малайзия, Украина и Бельгия не смогли добиться в Совете безопасности ООН принятия резолюции о создании международного трибунала для наказания виновных в трагедии со сбитым год назад над Донбассом "Боингом-777". Россия в лице постпреда Виталия Чуркина заветировала проект, воспользовавшись своим правом как постоянного члена СБ ООН, оказавшись единственной страной, проголосовавшей против. Три страны воздержались: это Китай, Венесуэла и Ангола, остальные 11 поддержали проект.
Это вызвало довольно предсказуемую реакцию в соцсетях - "признание в убийстве", как сказал писатель Максим Кантор. Логика тут простая: если, грубо говоря, известно, что убийца среди нас, сыщик предлагает его общими усилиями вычислить, а кто-то восклицает: "Я возражаю!", вероятнее всего, это убийца и есть, так как именно ему невыгодно проведение расследования. "Формально Россия не имеет к трагедии вообще никакого отношения: над чужой страной сбили чужой самолет и среди жертв нет ни одного российского гражданина", - рассуждает Максим Кантор. В том же ключе высказываются и многие другие комментаторы.
Виталий Чуркин указывает на то, что западная общественность уже убеждена в том, что "Боинг" сбит так или иначе российскими военными либо с их помощью, с самого начала отстаивает этот подход, и поэтому трибунал, подозревает Москва, не будет независимым и непредвзятым. Трибунал мог быть нужен хотя бы для того, чтобы опросить солдат и офицеров в российских воинских частях, предположительно причастных к транспортировке "Бука".
Инцидент сравнивают с другими известными случаями: сбитым американскими военными иранским самолетом, корейским "Боингом", сбитым СССР, "Ту-154", сбитым украинской ракетой. Сравнение вообще не очень правильный прием, ведь каждый случай уникален. В данном случае главным отличием является то, что, во-первых, до сих пор неизвестно, кто сбил самолет, во-вторых, ответственность подозреваемые стараются переложить друг на друга, в-третьих, он был сбит над территорией военных действий, причем не просто военных действий, а таких, которые стали точкой серьезного конфликта между Россией и Западом.
Если выясняется, что "Боинг" действительно был сбит российским "Буком", значит, Россия участвует своими вооруженными силами в конфликте в Донбассе, что она наглухо отрицает. Именно это и является, по сути, главным предметом расследования с точки зрения России. В дни заседания СБ ООН отечественная пресса срочно вбросила еще две версии: Lifenews представил некие "расшифровки переговоров, купленные у СБУ", свидетельствующие о том, что на борту лайнера случился теракт, а на сайте pressbox.co.uk кто-то выложил от имени некоего "обозревателя Калеба Гилберта" (других следов существования такого обозревателя нет) другие расшифровки, о том, что атакой на "Боинг" руководил "агент ЦРУ Дэвид Стерн". Эти записи, как ни парадоксально, тоже были добыты из СБУ, где, видимо, имеются переговоры на любой вкус.
У мировой общественности предмет выяснения шире. Когда советские перехватчики расстреляли в 1983 году корейский "Боинг", как бы цинично это ни звучало, никто особенно не удивился - в том смысле, что СССР к тому моменту уже был объявлен "империей зла", а чего еще ожидать от "империи зла"? Она и должна заниматься подобными вещами, полагал среднестатистический евроамериканский телезритель. Ответ на вопрос: "Сбили ли русские "Боинг"?" будет ответом на вопрос, считать ли уже Россию "империей зла" или еще не считать.
Мировая пресса восприняла российское вето довольно спокойно. После окончания расследования, когда бы оно ни случилось, виновные все равно найдутся. Трибунал по самолету тогда, конечно, создать будет уже гораздо сложнее - когда виновный известен, вето тем более кто-нибудь наложит. Но тут уже без всяких трибуналов будет все ясно.