Тендеры на строительство метро в Петербурге объявят в августе

Автор фото: Ковалев Петр
Строительство подземного перехода под Невой к станции метро "Спортивная".

Этим летом в Петербурге будет разыграно три контракта на строительство метро на беспрецедентную для города общую сумму — 51,2 млрд рублей. Один из конкурсов — отмененный УФАС тендер на продолжение подземки от станции "Спасская" до "Морского фасада" — уже стартовал. Еще два Смольный объявит в августе.

В августе комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявит два конкурса на строительство петербургского метрополитена. Это продолжение Невско-Василеостровской линии от "Приморской" до "Улицы Савушкина" со стартовой ценой 13 млрд рублей и Красносельско-Калининской линии от "Казаковской" до "Обводный канал-2" за 17,5 млрд рублей. Сейчас проекты проходят госэкспертизу, которая завершится в июле, после чего будут объявлены конкурсы, сообщили в КРТИ.
ОАО "Метрострой", которое является фактическим монополистом по строительству подземки в Петербурге, уверено в победе.
До сих пор компания неизменно выигрывала все крупные подряды по строительству метро. Причем, по словам гендиректора и совладельца "Метростроя" Вадима Александрова (ему принадлежит около 13,6% и его сыну Николаю — 23%), из-за задержек финансирования и согласования проектов госэкспертизой подрядчику приходилось выходить на стройплощадку до официального заключения контракта и брать кредиты на оплату работ. Это повышает себестоимость строительства, что отразилось на финансовых показателях предприятия: чистая прибыль в 2014 году сократилась по сравнению с 2013-м в 2,4 раза, до 373 млрд рублей. При том, что выручка увеличилась с 18 млрд в 2013-м почти до 24 млрд рублей в 2014-м.
Однако такая "упреждающая" тактика сыграла с подрядчиком злую шутку: компания за последние несколько лет не раз подвергалась критике надзорных органов. Например, в ноябре 2012 года городская прокуратура заинтересовалась, почему строительство станции "Спортивная-2" идет уже несколько месяцев, хотя конкурс еще даже не был объявлен. В прошлом году УФАС по Санкт-Петербургу потребовало отменить несколько конкурсов на общую сумму 940 млн рублей, победа в которых была присуждена "Метрострою". Таким образом компания получила подряды на строительство продолжения Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий метро.
В этом году отработанный механизм получения контрактов дал сбой: УФАС все же добилось отмены результатов мартовского конкурса на Лахтинско-Правобережной линии от станции "Спасская" до "Морского фасада" стоимостью 21,4 млрд рублей, в котором "Метрострой" победил как единственный участник. Два других конкурента — ООО "Специализированное тоннельное строительство" (СТС) и ЗАО "ПРиСС" — не были допущены к участию.
Примечательно, что все три компании претендовали на этот контракт еще прошлой осенью. Но тогда конкурс так и не состоялся.
Во вновь объявленном КРТИ тендере сумма контракта снижена до 20,7 млрд рублей. В комитете объясняют, что переоценку работ провела госэкспертиза.
Не факт, что все три контракта достанутся "Метрострою". Очень велики шансы потеснить соперника у СТС. Об укреплении позиций этой компании свидетельствует то, что этой весной в ее капитал вошел близкий к миллиардеру Борису Ротенбергу бизнесмен-дзюдоист и по совместительству полковник МВД Альберт Цибаев. Он входит в несколько спортивных ассоциаций, в том числе является президентом Федерации дзюдо СЗФО. А его жена Мадина Цибаева владеет 5% в капитале крупнейшего подрядчика государственных строек ООО "СК "Интарсия", в котором 75% принадлежит Борису Ротенбергу.
В СТС собеседник "ДП" сообщил: "Пока нет четкого понимания, будем ли мы участвовать в этих конкурсах. Там очень много проблем". Что за проблемы, он не уточнил.
Другой весомый конкурент петербургских подземных строителей — ОАО «Мосметрострой». Эта компания не раз проявляла заинтересованность в петербургских подрядах. Там сообщили, что, прежде чем принять решение об участии в тендере, дождутся его официального объявления, чтобы ознакомиться с конкурсной документацией.
Претендентам на получение контрактов придется найти компромисс, чтобы прекратить череду отмен конкурсов, иначе это грозит срывом сроков строительства метро, которые и так уже были передвинуты: время прокладки линии от «Спасской» до «Морского фасада» увеличили на год, продлив окончание работ до 2019-го.
В «Метрострое» ситуацию с участившейся отменой конкурсов считают «тревожной». Метростроевские организации готовы приступить к работам на Лахтинско-Правобережной линии в любой момент, утверждают в компании. Особенно стоит поторопиться с Невско-Василеостровской линией.  «Начинать работы нужно прямо сейчас. Ожидание результатов конкурса приведет к тому, что объект не будет сдан вовремя», — считают в компании.