У дилеров АВТОВАЗА в Петербурге закончились машины

Автор фото: Ковалев Петр

У дилеров АВТОВАЗА в Петербурге закончились машины. Падающий рубль сделал самые дешевые автомобили еще популярнее. Шансы купить машину LADA по действующей сегодня цене уменьшаются — доставляемые сегодня авто уходят по предзаказам.

Автомобили LADA стали едва ли не самым популярным движимым активом. В салонах Петербурга не хватает машин. Водители, обеспокоенные скачками валютных курсов, предпочитают вкладывать деньги в продукцию российского автопрома. Спрос подстегивает и то, что с начала года цены на автомобили АВТОВАЗА должны вырасти, тогда как стоимость зарубежных автомобилей уже увеличилась.
На площадке салона "Лада-Центр Купчино", где раньше стояло 200 автомобилей, сейчас можно насчитать 40, говорит руководитель отдела продаж Игорь Бадер. Из них больше 30 уже оплачены. Машины, которые сейчас отгружаются с завода, уже идут под заказ конкретных клиентов. Заказать автомобиль по действующей сегодня цене еще реально, но с каждым днем становится все сложнее. Самая популярная модель LADA Granta в базовой комплектации сейчас стоит 297,1 тыс. рублей. Это, говорит эксперт, без учета программы по утилизации. Цены пойдут вверх уже с начала года.
"Существует письмо поставщика, в котором сказано сохранять цены до конца года, насколько их увеличат в следующем — неизвестно, — говорит Игорь Бадер. — Но по опыту прошлых лет можно сказать, что рост составит 3-6%, это может быть и резкий скачок, но, скорее всего, рост разделят на два этапа с шагом по 3%. Сейчас с ростом курсов валют многие стремятся вложить деньги в движимый актив".
"Спрос практически закончился в связи с отсутствием предложения, — витиевато комментирует генеральный директор автосалона "Интей Лада" Алексей Румянцев. — Вот сколько бы машин было, столько бы мы их и продали, так и напишите. Но их сейчас просто не отгружают: производитель говорит, что у них недопоставка комплектов. В среднем любой салон продает около сотни автомобилей в месяц, но сейчас все не так — просто нечего продавать".
Стоит упомянуть, что из-за нехватки автомобилей завод косвенно пытается немного снизить спрос. В частности, из программы утилизации, решение о продлении которой недавно приняло правительство, в начале декабря исключили универсал Lada Largus, ранее из нее уже убрали Lada Kalina.
Все это происходит на фоне митингов сотрудников завода АВТОВАЗ в связи с грядущими сокращениями. По итогам последнего, прошедшего в воскресенье под руководством независимого профсоюза, сотрудники начали готовиться к забастовке. В акции приняли участие 600 человек, отметил председатель областной первичной профсоюзной организации межрегионального профсоюза "Рабочая Ассоциация" Петр Золотарев. Ранее сообщалось, что до конца года автомобильный концерн сократит 7,5 тыс. сотрудников. В качестве причин назывались оптимизация затрат и падение общего уровня продаж.
Численность сотрудников сокращается, завод не справляется с заказами, но, тем не менее, готов выплатить премии. Фонд премиальных выплат составит 290 млн рублей, сообщается на сайте завода со ссылкой на его президента Бу Андерссона. Наградить сотрудников планируется за улучшение качества выпускаемых автомобилей на 50%, отмечается в пресс-релизе. Самых больших успехов добились в сборке автомобилей LADA Kalina, LADA Priora, автомобилей на платформе B0, а также производстве шасси.
Растет весь рынок, отмечает генеральный директор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. Точными цифрами по продажам он не располагает, но абсолютно уверенно говорит, что вырос покупательский трафик — людей, приходящих в дилерские салоны стало намного больше.
"За последние полтора месяца у людей кардинально сменились потребительские ожидания. Когда стало понятно, что девальвация рубля завтра не прекратится, все повалили в салоны. Если раньше выжидали, кто пока курс остановится, кто — пока выйдет новая модель в 2015 году, то сейчас предпочитают взять машину 2014 года, но дешевле", — говорит аналитик.
Сегодня установился тотальный "рынок продавца", рассказывает эксперт. Он характеризуется условиями дилеров. Еще в 2013 году рынок был именно покупательским — дилеры бились за клиента как могли: давали скидки, делали подарки за свой счет; сейчас ничего этого нет. Покупатели сметают всё. Цены в среднем выросли на 6-8%. При этом у дилеров нет какой-то единой политики повышения стоимости.
"Кто-то резко поднимает цены, кто-то — поступательно, но второй случай — даже хуже, поскольку это совсем другая математика. Скажем, сначала продавец повысил стоимость на 3%, а потом еще на 3%, но уже от новой цены", — обращает внимание Михаил Чаплыгин.
Совсем недавно dp.ru сообщал, что рынок автомобилей в России с начала года постоянно падал. За 11 месяцев продажи снизились на 11,6%. Ноябрь был критическим месяцем и для АВТОВАЗА — за месяц продали всего 30,4 тыс. авто, на 17% меньше, чем в прошлом году. При этом бренд занял первую строчку. На втором и третьем местах оказались собирающиеся в России Kia (20,7 тыс.) и Renault (19,2 тыс.).