Запутались в графиках

Автор фото: Асмолов Евгений

Подходы федерального и петербургского управлений антимонопольной службы к рассмотрению жалоб на конкурсы по госзаказу разошлись. Заказчики в растерянности: федеральное ФАС не против оценки претендентов по графику работ, а петербургское — отменяет такие конкурсы. В результате этой путаницы многомиллиардные работы затягиваются.

Скандальная история с отменой конкурсов на работы по госзаказу получила новый поворот. Вчера федеральное УФАС признало необоснованной жалобу ООО "ПСКЛ" на конкурс на строительство тоннеля на Синопской набережной за 1,1 млрд рублей. Как уже рассказал dp.ru, жалоба, как обычно в случае с "ПСКЛ", касалась конкурсной документации. Заказчик, — комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), — оценивал претендентов по графикам.
Графики стали камнем преткновения в оформлении конкурсной документации после введения 44-ФЗ, нового закона о госзакупках. Он вступил в силу с 1 января 2014 года. С тех пор заказчики получили право на разные способы оценки подрядчиков. При желании можно выбрать подрядчика, который предлагает самую низкую стоимость своих работ. Но также, при желании, можно оценить претендентов по графику. Разработчики закона предполагали, что это будет помогать в выборе компании, которая не просто занимается демпингом, а способна качественно выполнить работу.
Строго говоря, речь идет не о графике как табличке с цифрами, а, скорее, о перечне показателей. Здесь прописываются не только сроки работы, но и способ их исполнения (перекрывать или нет дорогу, красить или покрывать плиткой стену и т.п.), а также другие нюансы, вплоть до материалов. Документация с графиками может достигать тысячи страниц, и такие прецеденты уже были в госзаказах от структур МВД, например.  
Вместе с вступлением в силу 44-ФЗ появились и компании, которые начали направлять в петербургский ФАС, возглавляемый Вадимом Владимировым, одну за другой жалобы на конкурсную документацию с графиками. Самой известной из них стало ООО "ПроектноСтроительная Компания Лидер" (ПСКЛ), о деятельности которой dp.ru уже не раз рассказывал. Характерно, что все эти компании не участвуют в конкурсах, на которые жалуются. В беседе с dp.ru их представители поясняют это тем, что просто борются за чистоту госзаказа, который в нынешней ситуации не позволяет им принимать участие в конкурсах. Жалобы этих компаний как раз связаны с оценкой подрядчиков по графику: они ссылаются на субъективность этого метода.
До сих пор большинство таких жалоб в Петербурге признавались обоснованными. Только этим летом и только на основании жалоб от "ПСКЛ" отменили конкурсы на сумму более 2,5 млрд рублей.
Однако вчера федеральное ФАС признало жалобу на график необоснованной. Таким образом, мнение федеральной службы стало расходиться с подходом петербургского управления.
"Когда я выносил данные решения по поводу графиков, я советовался по телефону с коллегами из федерального ФАС, и они одобряли наши заключения, по крайней мере, в устной форме", — сказал Роман Лучников, заместитель руководителя петербургского ФАС. Он добавил, что хочет ознакомиться с заключением по тоннелю на Синопской набережной, и тогда уже сделает выводы. Но новость о решении федерального ФАС его явно удивила.
В петербургском УФАС пока собираются и дальше отменять конкурсы, где заказчик собирается выбирать подрядчика на основании графика работ. Статистики о том, сколько таких конкурсов проводится в Петербурге, нет. Но десятки подрядчиков на работы на миллиарды рублей выбираются именно по этому принципу. И далеко не все конкурсы с подобным методом оценки попадают в поле зрения антимонопольной службы. Фактически, отменяются только те конкурсы, на которые в ведомство поступает жалоба. Кроме того, ФАС может самостоятельно проводить внеплановые проверки конкурсной документации, но они исчисляются десятками и не носят массовый характер.
До тех пор, пока в новом 44-ФЗ не будут внесены уточняющие поправки, каждый регион будет трактовать его по-своему, а в конкурсах в Петербурге будет происходить путаница. Отмена того или иного конкурса на основании жалобы в ФАС каждый раз становится сюрпризом для заказчика и подрядчиков, которым контракт уже почти достался. В петербургском УФАС говорят, что создали уже два подразделения, которые контролируют госзакупки, и "пытаются как-то стандартизировать подходы".