Год невеликого перелома

Минувший год стал годом начинающейся неопределенности. Успехи Кремля на мировой арене сопровождались колебаниями во внутренней политике. Власть показывает, что остро нуждается в обновлении, но пока не может выбрать способ для этого. Ожидание выбора обещает стать главной интригой 2014 года.

Начинался 2013 год с сенсаций. Умер в Англии Борис Березовский, в Челябинске упал метеорит, убит криминальный авторитет Дед Хасан. Международная обстановка менялась и вовсе стремительно — смерть Уго Чавеса, смена власти в Китае и беспорядки в Европе и на Ближнем Востоке, в общем, как принято выражаться официозно-дипломатическим языком, перед страной были поставлены новые вызовы.
Главной тенденцией политики в России в 2013 году стали игры с гайками, которые то закручивались, то опять раскручивались. Власти сменили методы работы с оппозицией и вместо силовых приемов стали применять политику пряника. Знаковым событием здесь стали внезапно объявленные выборы мэра Москвы, в которых участвовал Алексей Навальный, ставший за этот год главным оппозиционером. Навальный проиграл, но как признали все, в честной борьбе, а чиновники заявили, что теперь всегда будут стараться проводить честные выборы. Выиграл в Екатеринбурге борьбу за кресло мэра Евгений Ройзман, зато попал под каток оппозиционный мэр Ярославля Евгений Урлашов, что все-таки дало повод сомневаться в кристальной честности властей, хотя его можно отнести и к частному случаю инерции.
В общем и целом Кремль сообщил о новых правилах игры, согласно которым оппозиции отныне будет даваться ход — если она снизит градус радикальности. Активисты вняли, и протестных акций стало заметно меньше, рассыпался Координационный совет оппозиции, а особо буйный Сергей Удальцов продолжает пребывать под домашним арестом. На выборах в сентябре в отдельных регионах и муниципалитетах смогли получить мандаты так называемые "малые партии", и власти во главе с Владимиром Путиным признали эксперимент удачным. Надолго ли приняты новые правила, покажет 2014 год.
Под конец года президент провозгласил следующий шаг — новую муниципальную реформу, которая может привести к созданию еще одного способа для оппозиции заявлять о себе. Путин явно больше не надеется на старые институты, он отстраняется от "Единой России", продолжает пестовать "Народный фронт" и благосклонен к респектабельным полу-оппозиционным фигурам вроде Алексея Кудрина.
Табу провозглашено только одно — это радикальный национализм. Призывы "Хватит кормить Кавказ" сочтены слишком опасными, они отнесены к сепаратизму, и в последний день 2013 года президент подписал закон об уголовной ответственности за призывы к нему. Власть заигрывала с национализмом довольно активно. В определенный момент национал-патриоты даже решили, что именно на них сейчас будет сделана ставка, однако все резко переменилось после нескольких столкновений на этнической почве и последовавших за ними народных сходов в регионах. Черту подвел погром в Бирюлево, но и до этого стало понятно — националисты начали пугать власть.
Запрет на лозунг "Россия для русских" на самом деле показал, что дела в политике обстоят вовсе не так хорошо. Власти боятся не столько конкретных сил, сколько массовых радикальных выступлений вообще, как будто чувствуя непрочность вертикали власти. Путин так и не решился окончательно провозгласить курс на "уваровскую триаду", хотя его к этому одно время подталкивали. Жирной кляксой во внутренней политике стали теракты в Волгограде накануне Нового года — проблема Кавказа напомнила о себе и наверняка останется одной из доминирующих в 2014 году.
На протяжении всего года власть колебалась, однако Владимир Путин остался "верховным правителем". Он, однако, не пустился во все тяжкие и не начал "оттепели", хотя под конец года на ТВ и вышел с намеком сериал с таким названием. Все громкие дела заканчивались по сути ничем: сдулось дело экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, не привели ни к чему расследования коррупции в Сколково и скандалы с "липовыми" диссертациями, Министерство образования, попавшее под обстрел из-за утечек ЕГЭ, отделалось отставками нескольких второстепенных чиновников, а "отставник года" Владислав Сурков, покинувший пост вице-премьера после перепалки со Следственным комитетом, вернулся в администрацию президента. Все кадровые перестановки оставались под контролем президента, а информационная атака на главу РЖД Владимира Якунина с его якобы увольнением закончилась только ликвидацией РИА "Новости" и созданием более лоялистского агентства "Россия сегодня".
На международной арене год стал для Путина если не триумфальным, то точно успешным. Москве например удалось добиться отмены военного удара по Сирии и тем самым сильно выручить Барака Обаму. Да, испортятся отношения с некоторыми крупными игроками, той же Саудовской Аравией, но зато в мире прибавилось сторонников путинской политики. Это сильно нивелировало эффект от запрета на пропаганду гомосексуализма, и для многих Путин стал чем-то вроде Александра Лукашенко для россиян лет десять назад — примером сильного лидера, способного обеспечить стабильность пусть в ущерб правам и свободам. Из-за границы, теоретически, такой подход, конечно, видится наблюдателям куда ярче, чем жителям самой страны. Спорным, правда, стало решение идти на конфликт с Евросоюзом из-за Украины — сохранились шансы вернуть Киев в орбиту влияния Москвы, но еврочиновники восприняли это как вызов, а значительная часть украинцев еще больше возненавидела Кремль.
Однако уходящий год принес для Кремля и проблемы. Впервые за все время своего правления Путин фактически публично признается в неспособности обеспечить предвыборные обещания. Речь идет о знаменитых "майских указах" 2012 года, направленных на повышение благосостояния в первую очередь бюджетников. Президент раз за разом выражал сильную обеспокоенность тем, что они не выполняются. Денег на их исполнение в бюджетах нет, или же они должны выделяться в ущерб другим статьям, статьям развития. Ответственность за это Путин продолжает возлагать на правительство и региональные власти, но, кажется, уже и сам понимает — добиться исполнения невозможно по объективным причинам. Точно так же не были выполнены многие другие указания главы государства, на что он сетовал в Ежегодном послании.
Под конец года Путин довольно неожиданно объявил о послаблениях: вышла на свободу большая часть "болотных узников", Мария Алехина и Надежда Толоконникова из Pussy Riot, а главное — Михаил Ходорковский. Зато бежал из страны видный экономист Сергей Гуриев. Вкупе с началом политической "разморозки" это заставило оппозицию заговорить о том, что Кремль дает слабину. Связана она с неопределенностью ближайших перспектив: призрак нового экономического кризиса не дает властям выстраивать, как прежде, последовательную политику. Фонд национального благосостояния наполовину растрачен, и образовались еще новые крупные убытки, из-за тех же олимпийских объектов. По-прежнему делается ставка на госкапитализм, но очевидно, что без либерализации сферы экономики обойтись не удастся. Путин явно нехотя объявил в этом году амнистию для бизнесменов, и хоть условия составили такие, что вышли по ней немногие, в дальнейшем, вероятно, он будет вынужден делать следующие шаги.
Скорее, в соответствии с теорией, власть не раскалывается, а временно открывает шлюз для кадрового пополнения со стороны. В Кремле прекрасно понимают, чем чреват застой, а элиты не обновлялись уже много лет. Предыдущие попытки сделать это через молодежные движения или "президентские кадровые резервы" себя не оправдали, случаи успеха там единичны, поэтому сейчас на какое-то время приоткрываются ворота для людей "со стороны" в виде выборов и грядущей муниципальной реформы. Конечно, они должны будут соответствовать основным требованиям власти. Для этой цели во многом существует, видимо, и "Народный фронт", сопредседатель которого Александр Галушка был демонстративно назначен министром по развитию Дальнего Востока. От "новых людей" будут ждать новых идей, способных помочь властям вытянуть экономику, но когда-нибудь они сменят нынешнее поколение министров.
Видимо, решение этой задачи сейчас должно стать приоритетным. Путин, приобретая статус "верховного", по-прежнему играет в одиночку, и вынужден брать на себя все новые полномочия. Недаром он в 2013 году взялся за Конституцию, решив не только объединить Верховный и Высший арбитражный суды (по сути, ликвидировать ВАС), но и лично назначать всех региональных прокуроров. Причем дал понять, что на этом перекройка главного закона страны может и не закончиться.
Если речь идет о новой Конституции и перестройке системы, не справляющейся с кризисными ситуациями, то процесс, безусловно, растянется на несколько лет. Вполне возможно, что в учебниках истории 2013 год будет называться "переломным", и эпоху Путина будут делить на "раннюю", до 2013 года, и "позднюю". Власть встала на перепутье и должна будет либо шагнуть в сторону западных стандартов, либо продолжать идти по "особому пути" последних лет. Премьер-министр Дмитрий Медведев в специальной статье назвал второй вариант гибельным. Этот выбор и станет главным ожиданием от 2014 года.