Послание Путина: война и стройка

В самом коротком ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин сообщил и меньше всего новостей. Что понятно — почти все уже было озвучено в прошлом году, и, как выяснилось, все равно не сделано. Президент пообещал стране строительный бум и "спецтерритории" для развития, а внутренняя политика его, судя по всему, временно перестала волновать — в отличие от внешней.

Утром перед выступлением Владимира Путина с ежегодным посланием рунет с удовольствием обсуждал вброс о том, что глава государства объявит об отмене выборов мэров и горсоветов. С точки зрения губернаторов это имело большой смысл, но с точки зрения возможности выглядело не очень убедительно — для этого надо в очередной раз менять Конституцию, ведь местное самоуправление не входит в систему органов госвласти. Впрочем, это уже никому не казалось чем-то особенным.
Вопреки другим ожиданиям, Путин почти ничего не сказал о переписывании Конституции, ограничившись намеком на то, что "жизнь не стоит на месте" и "точечно" вносить в нее изменения все-таки можно. То есть тема не закрыта.
Напротив, глава государства пообещал в следующем году усилить полномочия муниципальной власти, разобраться с их ресурсами и возможностями. Ничего конкретного на этот счет, правда, не сказано. Завершая разговор о политике, Путин отметил роль малых партий в выборах: они, сказал президент, "заложили хорошую базу для участия в федеральных выборах и составят конкуренцию старожилам". Сидевшие в зале лидеры партий должны были напрячься — Кремль, по-видимому, на следующих выборах все-таки намерен раздробить Госдуму на более мелкие фракции.
В отличие от прошлого года Владимир Путин не стал останавливаться на внутриполитических процессах, вмешательстве внешних сил и роли оппозиции в жизни общества. В его глазах, надо полагать, тема потеряла актуальность после "болотного дела". Президент упомянул лишь "аморальный интернационал" распоясавшихся кавказцев, крышующих их полицейских и "националистов-сепаратистов", требующих отделить Кавказ. С ними власть будет бороться.
Об этом он говорил и год назад: "Единство, целостность и суверенитет России безусловны. Любые проявления сепаратизма и национализма должны быть абсолютно исключены из политической повестки", — это из послания 2012 года. Чуть дольше он остановился на  мигрантах, сообщив об идее расширить практику патентов с тем, чтобы их стоимость варьировалась в зависимости от региона, что позволит экономически регулировать приток, а также с тем, чтобы не только ИП и физлица, но и юрлица нанимали бы приезжих с патентами.
Большинство пунктов, на которых остановился президент, уже были озвучены в прошлогоднем послании. Это и обещание повысить роль профессиональных объединений (в этом году он разве что добавил идею создания их совета), и предложение по дистанционному обучению русскому языку за рубежом, и идея создания системы оценки учреждений социальной сферы. И об общественном контроле, и о воспитании в школах, и о решении жилищной проблемы, и о многом другом депутаты уже слышали.
С идеями проблем нет. С реализацией есть. Как признавал сам Путин, практически ничего не сделано по теме деофшоризации. Поддержка несырьевого экспорта не заработала. Институты инновационного развития рассыпались и занимаются чем угодно, только не инновациями. Короче, не работает. Например, с майскими указами — они, сказал Путин, способны сильно поднять благосостояние людей и обеспечить развитие. Но их не выполняют, говорят — нет денег. Полтора года прошло — никаких мер не принято. "Экономическая конъюнктура может меняться, но это не повод менять цели", — настаивает президент. То есть мало ли что денег нет. Указы-то есть.
Забавнее всего Путин рассказал об итогах работы по улучшению делового климата, которую начали два года назад. "Результаты есть. И они хорошие. Надо идти дальше", — туманно пояснил он. И пообещал регионам такой "пряник": кто будет вкладываться в развитие технопарков, тот потом получит из федерального бюджета налоги компаний из этих технопарков (зал зааплодировал). Правда, только в пределах вложенных средств (зал дружно засмеялся).
Через год президент решил, что в некоторые вопросы нужно самому вносить ясность. По деофшоризации, например — Путин предложил лишать зарегистрированные за рубежом компании доступа к госзакупкам и облагать их налогами по российским законам. Это, конечно, лишит офшоры смысла. Только "надо продумать систему, как эти деньги вернуть", глубокомысленно заметил гарант Конституции.
Еще одна старая новая идея — создание портала ведомственных проверок бизнеса. Нужно создать единый портал, где размещать информацию о проверках, с мотивами и результатами, сказал президент. Из послания 2012 года: "Необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была".
Провозглашенная задача в экономике — восстановление экономического роста. Главным инструментом, видимо, решено сделать строительный бум. В России зафиксирован естественный прирост населения, провозгласил Владимир Путин, и надо подумать, где им жить. Программу предлагается незамысловато назвать "Жилье для российской семьи", а цель — строить 75 млн м2 жилья в год, больше чем в конце 1980-х. Строители должны обрадоваться, ведь президент распорядился убрать из законодательства ограничения на выделение участков под застройку. Органы местного самоуправления будут обязаны выставлять на торги всю свободную землю, правда, и компании должны будут строить, иначе участки придется возвращать.
Национальным приоритетом "на весь 21-й век" объявлен подъем Сибири и Дальнего Востока (временные рамки названы удачно — глупо будет требовать от властей результата в ближайшее десятилетие). Сейчас Путин поручил распространить льготы по налогу на прибыль на всю Сибирь, и создать на землях за Уралом "сеть спецтерриторий опережающего развития", где будут действовать пятилетние налоговые каникулы по налогам на прибыль, землю, имущество, НДПИ (исключая добычу сырья). До 1 июня правительство должно определить эти зоны и выпустить правовые акты. Есть подозрение, что это и задумано как подобие "наших русских офшоров", которые правительство предлагало создать еще год назад.
Однако об участии государства в этих проектах и тем более размерах выделяемых средств президент опять же ничего не сказал. Так что возможно, в следующем ежегодном послании мы еще раз услышим о них.
Путин меньше, чем раньше, говорил о морали и нравственности, и больше — о внешней политике. Эти две темы объединились в утверждении о том, что в мире сейчас многие требуют, по сути, "признания равноценности добра и зла", Россия же твердо стоит на защите традиционных ценностей гуманизма, не идя против воли народа во имя "абстрактных идей". В мире гуманизмом считают как раз то, что Путин называет "абстрактными идеями" — все запутано в мире большой политики. Но Сирию и Иран Кремль определенно относит к заслугам — удалось избежать военного вмешательства и распространения конфликта в другие страны.
На всякий случай наш гуманизм надо готовиться защищать, поэтому президент сделал еще несколько важных заявлений — во-первых, по его словам, развитие концепции обезоруживающего удара (которая принята в США) "может свести на нет все договоренности по нераспространению ядерного оружия". Иными словами, если американцы не прекратят развитие системы ПРО, Россия может разорвать договоры об ограничении вооружений. Во-вторых, в ближайшие десять лет предприятия ВПК будут "полностью загружены заказами", на модернизацию вооружения выделено 23  трлн рублей. В-третьих, Путин намерен поставить под ружье всю страну, создав мобилизационный резерв. На практике это выразится в том, что все студенты должны проходить воинскую подготовку. Без призыва в войска, но это позволит подготовить нужное количество технических специалистов, пояснил президент. Военные кафедры в вузах массово отменялись во время второго президентского срока Путина в 2007-2008 годах. За пять лет, видимо, многое изменилось. Комментаторы в блогосфере сразу заволновались — похоже, к войне готовимся. Во всяком случае, о военных приготовлениях глава государства говорил намного больше, чем о культуре (двумя строчками отделался).
Подытожил Владимир Путин призывом к чиновникам и депутатам: девизом наступающего года для них должна стать фраза "Все, что заявлено, должно исполняться". Вот эта фраза, она вообще для властей уже который год ключевая.