Антикризисные истории: как появился дискаунтер Kmart

Автор фото: Reuters

Выросший из розничной сети "пятицентовиков" Себастьяна Кресге дискаунтер Kmart появился в нужный момент в нужном месте, что обеспечило феноменальный рост.

Первый магазин открылся в пригороде Детройта в 1962 году. Через год магазинов было 17, еще через 3 года — 122, а годовой объем продаж уже приближался к миллиарду долларов.
Сеть вышла на рынок Канады, а в 1968 году — в Австралию. В начале 1970–х в связи с топливным кризисом рост Kmart замедлился, нашлось время для оптимизации структуры — создания единого закупочного центра, разработки обучающих стандартов и т.д.
Во второй половине 1970–х ситуация нормализовалась, и корпорация продолжила экспансию. Kmart купил страховую компанию, сеть кофеен Furr’s, аптечную сеть PayLess, сеть магазинов товаров для дома Home Centers of America, книготорговую сеть Waldenbooks, открыл совместные предприятия в Мексике и Японии.
В 1976 году продажи составили $8,4 млрд, через 10 лет — уже $25 млрд, а прибыль — почти $700 млн. В конце 1980–х Kmart запускает Office Square — сеть товаров для офиса и Sports Giant — сеть спортивных магазинов.Сокращение непрофильных активовСокращение непрофильных активов
В 1990–х экспансия продолжается — покупается сеть спорттоваров The Sports Authority, сеть товаров для офиса OfficeMax, еще одна книжная сеть Borders book и сеть магазинов электроники Bizmart. Открывается первый магазин Super Kmart Center — огромный дискаунтер, работающий без выходных 24 часа в сутки.
Это был пик. Начинают проявляться негативные тенденции: низкий уровень прибыли, плохая оборачиваемость и управляемость. В 1995–м меняется руководство, Kmart возглавляет Флойд Холл, бывший президент конкурирующей сети Target.
Холл берет курс на возврат к ключевым направлениям и сокращает непрофильные активы. Издержки сокращаются на $800 млн, сеть начинает выходить из минуса. Происходят и качественные изменения: запускается целый ряд успешных частных торговых марок, магазины приводятся к современному виду. В 1998–м Kmart декларирует прибыль в $250 млн.
В 1999 году открывается еще 100 магазинов, запускается интернет–торговля.