Бизнес–истории: зачем глава корпорации Haier разбивал кувалдами свои холодильники

Автор фото: Reuters
Hier это не только холодильники

В 2002 году глава китайской корпорации Haier Чжан Жуйминь был признан идеалом китайского бизнесмена. Не последнюю роль в этом сыграл его талант антикризисного управленца.

После 30 лет социалистического управления завод холодильников из города Циньдао, что в Китае, представлял собой жалкое зрелище. Месячный выпуск едва достигал 80 штук, денег на зарплату рабочим не хватало.
Но в начале 1980–х годов материковый Китай приоткрыл двери западным компаниям, одной из которых был немецкий многопрофильный концерн Liebherr. Немцы предложили владельцу завода — администрации города — купить технологии и оборудование Liebherr. Так родился промышленный гигант Haier Group.
Поднимать завод в 1984 году по приказу партии был отправлен Чжан Жуйминь, сын текстильного рабочего, служивший в правительстве Циньдао еще со времен "культурной революции". Недостаток формального образования Чжан с лихвой компенсировал самообразованием, активно изучая западный и восточный опыт менеджмента.
Чжан Жуйминь Чжан Жуйминь
Но такие ситуации не описывали даже западные учебники. Надо сказать, что холодильник в Китае в то время был предметом роскоши. Его цена соответствовала примерно двухгодовой зарплате рабочего завода. При этом качество изделий было ужасным. И все–таки Чжан справился. Он взял кредиты у нескольких сельхозкооперативов, чтобы погасить долги по зарплате в счет будущей продукции, и начал создавать корпоративную культуру, о которой работники не имели представления.
В историю он вошел со следующим случаем. В компанию обратился покупатель с жалобой на неработающий новый холодильник.
Чжан решил лично обслужить клиента и обнаружил, что полсклада готовой продукции было забито неработающей техникой. Тогда он дал кувалды всем работникам и приказал уничтожить все найденные им бракованные холодильники со словами: "Если мы пустим их в продажу, мы усугубим положение фабрики и закроемся".
Hier это не только холодильники Hier это не только холодильники
К пяти японским принципам: seiri (отбросить ненужное), seiton (упорядочить инструменты), seisoh (убирать рабочее место), seiketsu (быть чистым), shitsuke (соблюдать дисциплину) Чжан добавил шестое "s" — safety (безопасность).
Над расслабленными пролетариями нависла угроза увольнения за несоблюдение принципов, ситуация начала улучшаться. Глядя на успехи Чжана, власти поручили ему реанимацию еще нескольких заводов Циньдао, находящихся в не менее бедственном положении. Так помимо холодильников "рефрижераторный завод Циньдао" начал производить другую бытовую технику — микроволновые печи и кондиционеры.
За 15 лет разваливающийся китайский заводик стал одним из лидеров мирового рынка белой техники, а объем продаж вырос более чем в 10 тыс. раз: с 3,5 млн юаней в 1984 г. до 40,6 млрд юаней в 2000 г. Помимо стран третьего мира продукция Haier производится даже в США. А сам Чжан Жуйминь входит в число 50 самых влиятельных менеджеров мира.