Рестораторы установили в Петербурге рекордное число летних веранд

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

В Петербург пришло долгожданное тепло. У ресторанного бизнеса большие ожидания от высокого туристического сезона. Помочь должны летние террасы, которые разрешили устанавливать ещё с 16 апреля. Открытие застеклённой веранды или просто террасы с навесом позволяет увеличить оборот заведения на 20–30%.

По оценкам экспертов рынка, обустройство террасы с навесом и мебелью может обойтись в сумму от 1 млн до 5 млн рублей. При этом важно учесть ряд существенных нюансов: территория для дополнительного размещения гостей должна непосредственно примыкать к кафе и ресторану, а площадь террасы или веранды нельзя делать больше, чем у самого заведения.
По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга (КППиТ), на сегодняшний день предприниматели заключили 561 договор на установку летних кафе, включая как договоры аренды земельных участков, так и договоры на размещение НТО. В 2023 году договоров было заключено 529. По словам руководителя отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге Анны Лапченко, наиболее популярные променады с большим количеством веранд расположены на Малой Конюшенной, 6–7–й линиях Васильевского острова (Андреевский бульвар), Малой Садовой, улице Правды и Большой Московской.

Сезонная экономика

Летом количество гостей в ресторанах существенно увеличивается, особенно в хорошую погоду. Это напрямую отражается на финансовых показателях предприятий общественного питания.
"Товарооборот в сети увеличивается на 15%, а в ресторанах, расположенных в исторических районах города, — до 20%. Для удовлетворения повышенного спроса в этом году мы планируем увеличить количество посадочных мест на 10%", — рассказали "ДП" в пресс–службе сети "Теремок".
Однако это порождает и дополнительные вызовы: на время высокого сезона требуется привлекать дополнительный персонал, чтобы успевать обслуживать летние террасы. В "Теремке", в частности, отметили, что приглашают специальных "хозяек зала" для поддержания порядка в уличных зонах. Стоит напомнить, что с наймом сотрудников во всех сферах сейчас дела обстоят крайне непросто. Кадровый голод коснулся практически всех.
По данным all–in–one платформы для автоматизации ресторанов Restik, в заведениях Петербурга на текущий момент средний чек составляет 700–800 рублей. Он достаточно стабилен на протяжении уже нескольких лет и колеблется незначительно. Но сама по себе сумма мало о чём может рассказать, потому что это среднее значение для ресторанов всех ценовых сегментов в целом. Вообще средний чек в заведениях, как правило, остаётся стабильным на протяжении всего года, он зависит не от месяца, а от концепции ресторана, ориентации на конкретный сегмент потребителей. Добавление сезонных предложений может повлиять, но порядок стоимости сезонных блюд также задаётся общей концепцией.
"Летом экономика рынка общественного питания меняется, но незначительно и не с точки зрения среднего чека, а с точки зрения количества гостей. Во–первых, в это время года в городе больше туристов, которые активно посещают заведения. Во–вторых, если ресторан ставит террасу, то у него появляется больше посадочных мест. Кроме того, люди летом больше гуляют, что тоже влияет на рост посещаемости заведений", — говорит основатель и генеральный директор Restik Олег Сужаев.
Тем не менее, по данным Focus Technologies, показатели среднего чека в январе — первой половине мая 2024 года по Петербургу оказались на 10% выше аналогичного периода 2023–го и на 16% выше показателей 2022 года.
"Заметная тенденция к росту наметилась начиная с осени 2023 года, при этом данный тренд продолжается до настоящего момента. Это во многом связано с ростом внутреннего туризма, одним из центров которого является Петербург, снижением уровня безработицы и ростом покупательной способности населения на фоне постепенной адаптации экономики к новым условиям", — считает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.

Одна видимость

У участников рынка много ожиданий от грядущего лета. Как отметила соучредитель и сомелье панорамного бара "Небо и вино" Полина Иванова, спрос всегда коррелирует с ростом туристического потока. Для видовых заведений лето — самая активная пора. Их по сути можно приравнять к достопримечательностям, которые гости города стремятся посетить в обязательном порядке.
"Однако у такого бизнеса на стыке ресторанного и туристического есть обратная сторона медали — некоторые начинают воспринимать заведение не как ресторан, а как смотровую площадку. Иногда даже позволяют себе прийти со своими напитками “просто сфотографироваться”. Такие случаи неизбежно ведут к конфликтным ситуациям, что не лучшим образом сказывается на имидже заведения уже с точки зрения ресторанного бизнеса", — поделилась Иванова.
В низкий туристический сезон спрос падает на большинство заведений. В целом участники рынка называют Петербург "метеозависимым" городом с точки зрения работы сферы общественного питания.
Генеральный директор ресторана F11 Кирилл Власов указывает, что из панорамных окон их заведения (находится на 18–м этаже отеля Azimut, на высоте 54 метров) вид каждый сезон уникален. Вопрос в том, что именно ищет для себя гость.
"Во все сезоны стабильно занята первая линия, та, что у окна. В целом на спрос в нашем случае влияют тематические вечеринки, уникальная концепция и наша панорама", — говорит он.

Фермеров на всех не хватает

Переход на летнее меню — отдельная тема для каждого ресторатора. С рынка ушли западные поставщики многих продуктов питания. А то, что осталось в доступе, выросло в цене (по оценкам экспертов, некоторые продукты на сегодня подорожали до 200% относительно цен начала 2022 года). В этих условиях критично важно остаться в рынке и не потерять клиентуру. Кроме стоимости ингредиентов для блюд регулярно повышается и оплата работы персонала, а также тарифы на коммунальные услуги.
Как пояснил в беседе с корреспондентом "ДП" глава представительства Федерации отельеров и рестораторов (ФРиО) в Петербурге и Ленинградской области Александр Марков, ресторанный бизнес не может позволить себе одномоментно повышать цены, как это делает ретейл. У заведений в каждом сегменте есть своя целевая аудитория. Чем более уникальна концепция, тем гости более чувствительны к любым изменениям. Ближе к модели ретейла работает фастфуд — они спокойно увеличивают цены при подорожании ингредиентов, отметил эксперт.
Как вариант решения видится более активное сотрудничество рестораторов с локальными производителями сельскохозяйственной продукции, в первую очередь — с небольшими фермерскими хозяйствами. О таких коллаборациях сегодня не говорит только ленивый. Правда, чаще применительно опять–таки к ретейлу. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что и крупные торговые сети бывают не слишком заинтересованы в таком партнёрстве, так как оно оказывается недостаточно выгодным.
Как поясняет Александр Марков, как правило, всё упирается в логистику. "Не всегда фермеры могут обеспечить стабильные и качественные объёмы поставок. Часто случается так, что небольшому ресторану нужны продукты постоянно, но маленькими объёмами. Похожая проблема возникает и в работе с крупным поставщиком — например, из удалённых регионов (или из Белоруссии, где производится много качественной продукции). Обычно они предлагают купить фуру товара, когда владельцу общепита нужно гораздо меньше. Кооперироваться же с другими участниками рынка, чтобы выкупать товар на двоих–троих, — тоже задача не из лёгких. Идеально было бы, если бы этот вопрос брали на себя сами поставщики. Но от них такая инициатива обычно не исходит", — рассказывает эксперт.
Нередки и проблемы обратного порядка. Полина Иванова обращает внимание на то, что летом поток поставок нужен особенно большой. А маленький фермер такого зачастую не обеспечит. Однако по точечным потребностям сотрудничество возможно. Но не обязательно это будут фермеры из того же региона. "Мы работаем с фермерским хозяйством из Татарстана, которое поставляет нам элитные сыры. Также к фермерам иногда обращается наш шеф–повар, когда готовит сет–ужины к закрытым мероприятиям", — рассказала она.

Акцизная атака

Ещё одна проблема, требующая особого внимания в условиях повышенного спроса, — обеспечение заведений напитками. С 1 мая начали действовать новые ставки акцизов на алкоголь. На тихие вина акциз вырос с 34 до 108 рублей за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. На импортные игристые — до 141 рубля, на российские игристые — до 119 рублей. Размер акциза на напитки крепостью выше 18% увеличился с 613 до 643 рублей. Однако, как отмечают эксперты, в ресторанах повышение цен на алкогольные напитки произойдёт с отложенным эффектом.
"Уже сейчас большинство поставщиков существенно подняли цены. Мы сдерживаем рост стоимости в меню в меру своих возможностей, но рано или поздно рост цен неизбежно отразится на гостях", — признаёт Полина Иванова.
Повышение акцизов, скорее всего, вызовет изменение привычного ассортимента. С полок магазинов, а также из меню ресторанов могут исчезнуть многие традиционные сорта европейских вин. А их место займут менее известные марки из Южной Африки или Нового Света.
Видовые заведения востребованы всегда. Те, что находятся на берегу Финского залива, летом получают такой доход, который позволяет им простаивать всю зиму и не уходить в минус. Дефицита продуктов нет, большинство шеф–поваров давно перестроились на работу с локальными производителями. Доступны и морепродукты, и сыры, и прочие гастрономические изыски, хотя стоят они дороже, чем 2 года назад. Проблема в Петербурге наблюдается с фермерами — их мало. Это, впрочем, характерно для многих городов. Наличием множества рынков и фермерских хозяйств могут похвастаться скорее южные регионы (например, Ростов). Там рестораны формируют позиции в меню на продукции местного производства. В Петербурге "локальным производителем" называют того, чьё предприятие находится на территории России.
Ирина Тиусонина
создатель и продюсер независимой ресторанной премии Where to Eat
Сейчас нормативная база по летним террасам устойчивая. Во–первых, предприниматели могут включить участок в схему размещения НТО и подписать договор с КИО (по этой схеме заведения могут открывать террасы уже с 16 апреля). Во–вторых, можно установить уличную мебель, подав предварительно заявление в КИО. Но такая схема позволяет устанавливать только стулья, столы и зонтики, которые нужно убирать на ночь. Второй вариант бесплатный. Главная проблема, волнующая предпринимателей, — слухи о ликвидации всех летних кафе на Невском проспекте. Бизнес надеется на взвешенное решение со стороны властей.
Владимир Меньшиков
председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга"
Наша сеть традиционно устанавливает летние террасы в двух ресторанах. Это достаточно затратное мероприятие. Сначала требуется согласовательная работа (нужно утвердить внешний вид с городом, заключить договор аренды, сделать проекты). Потом нужны инвестиции в мебель и декор (например, маркизы стоят очень дорого, цены на качественную летнюю мебель тоже высокие). Потом нужно потратить средства на строительство. А в конце сезона нужно разобрать всё и увезти на хранение на полгода. Если рассматривать это как инвестпроект на несколько сезонов, то он окупается как с точки зрения расширения посадки, так и с имиджевой и рекламной. Ведь терраса — это зона притяжения внимания гостей. Мы в основном работаем с местными производителями. Цены на некоторые категории продуктов вновь сильно опережают инфляцию. Например, стоимость лосося очень нестабильна и подскакивала на 20–30% от нормы уже несколько раз в этом году на достаточно продолжительное время. Поэтому требуется постоянная работа с продуктом и ротацией сырья. Основная сложность при работе с локальными фермерами в том, что они должны быть готовы стабильно снабжать сразу серию ресторанов продуктами одинакового качества. То есть не должно быть ситуации, что мясо в одном ресторане в 2 раза более жирное и процент отходов по нему вдвое выше, чем в поставке в другой ресторан в этот же день. Важно и наличие необходимой документации на всю продукцию. Сейчас уже почти все виды мяса, рыбы, молочных продуктов подвергаются декларированию, их поставки должны сопровождаться наличием ветеринарных справок и так далее. Это не всегда доступно для маленьких хозяйств. На цены на алкоголь влияют несколько факторов. Общая тенденция однозначно будет вести к удорожанию. Для нас это не настолько острая проблема, поскольку продажи алкоголя составляют небольшую долю.
Егор Качура
коммерческий директор сети ресторанов "На Парах"