Параметры объектов культурного наследия в Петербурге определят по новым правилам

Согласно закону, изменять границы территорий памятников можно только на основании историко–культурных экспертиз. Однако в Петербурге для этого продолжают использовать некие закрытые исследования.

С 15 апреля вступили в силу поправки к закону "Об объектах культурного наследия" и подзаконным актам, в соответствии с которыми историко–культурная экспертиза проводится в том числе в целях "обоснования изменения границ территории объекта культурного наследия". Дело в том, что памятник истории и культуры может включать не только само здание (или какой–то другой ценный объект), но и территорию вокруг него. Официальные границы этой территории время от времени могут меняться (например, в результате обнаружения новых документов).
Чтобы изменить границы, теперь нужно следовать следующей процедуре. Сначала проводится историко–культурная экспертиза. Затем готовится проект нормативно–правового акта о корректировке границ. Он проходит ещё одну экспертизу — антикоррупционную (которая, впрочем, является более формальной и менее трудоёмкой процедурой). Но это на бумаге. На практике пока всё как будто происходит вовсе не так.

Сколько памятников в Петербурге получили новые границы

По подсчётам "ДП", с 2018 года по 6 мая 2024–го на портале антикоррупционной экспертизы Смольного было обнародовано 1816 проектов распоряжений "Об утверждении границ и режимов использования территории…" объектов регионального и федерального значения.
Это 36% от общего числа разного рода проектов нормативно–правовых актов (НПА), подготовленных комитетом по охране памятников и обнародованных на портале. И около 10% от общего числа проектов НПА на том же портале, подготовленных всеми комитетами петербургского правительства.
При этом в 2018 году на антикоррупционную экспертизу было вынесено всего 13 проектов границ памятников. В последующие 2 года — по нескольку десятков. А вот затем произошёл настоящий взрывной рост. В 2021 году проектов рассматривалось уже 287, в 2022–м — 368, в 2023–м — 588 (см. инфографику).
Можно заметить, что начало этого роста примерно совпадает по времени с судебным прецедентом, когда суд признал недействующим установленный распоряжением КГИОП предмет охраны усадьбы "Осиновая Роща". Видимо, тогда стало ясно, что не только предмет охраны, но и границы памятника могут быть оспорены в суде, если они не были утверждены нормативно–правовым актом (то есть не прошли антикоррупционную экспертизу).
Нет причин сомневаться, что в нынешнем году тенденция сохранится. Ведь уже завершено общественное обсуждение 402 проектов. При этом один из них обсуждался после 15 апреля — это павильон "Царский вокзал" в Пушкине (федеральный памятник архитектуры).
Сегодня же, 8 мая, завершится обсуждение границ ещё по 78 объектам наследия (их обсуждение начиналось также после 15 апреля).
И у Царского вокзала, и по крайней мере у части из этих 78 объектов границы территории определены не на основании историко–культурной экспертизы, а "на основании историко–культурных исследований". Таковы, например, Мраморный дворец на Миллионной ул., Николаевский дом призрения на Расстанной ул. и могила учёного в области механики Мещерского на Богословском кладбище.

Чем экспертиза отличается от исследования

Хотя слова "экспертиза" и "исследование" звучат как синонимы, в канцелярско–бюрократическом лексиконе они имеют свои оттенки смыслов. Экспертизы можно представить как более публичные, более солидные и более строго формализованные работы. В отличие от них, исследования не публикуются и не выносятся на общественное обсуждение. Кроме того, исследования не всегда проводятся аттестованными министерством культуры РФ экспертами. Таким образом, в случае с исследованиями у профессионалов и общественности меньше возможностей понять причины того или иного решения. Когда документы не публикуются, о планах в отношении памятника сложнее узнать и на них труднее повлиять.
Как показывает практика, самые серьёзные изменения границ происходят при включении в реестр, когда выявленный объект становится региональным или федеральным памятником. Так, например, были уточнены находящиеся под охраной корпуса "Красного треугольника". Но в таких случаях и раньше, и сейчас проводятся полноценные историко–культурные экспертизы. Благодаря этому петербуржцы узнают о таких планах и могут их критически оценить.
К примеру, серьёзные разногласия возникли вокруг территории Агрофизического института на Гражданском пр. Её хотят сократить, по некоторым данным, для строительства там новых корпусов. Местные жители и градозащитники настаивают на сохранении зелёной зоны. Окончательного решения до сих пор не принято.
Не менее известна история с утверждением границ археологического памятника на Охтинском мысу. Недавно внимание общественности также привлёк комплекс построек главного склада Российского общества Красного Креста на Рощинской ул. Его границы при включении в реестр хотели установить по обрезу фундаментов, но потом вроде как передумали.
Для уже внесённых в реестр памятников (как региональных, так и федеральных) границы тоже уточняются довольно часто. Но обычно менее значительно. Так, в КГИОП отмечали, что границы Петропавловской крепости в 2023 году (во время реставрации) уточнялись "для направления в ППК “Роскадастр” в соответствии с предъявляемыми требованиями к границам территорий объектов культурного наследия, в частности наличия поворотных (характерных) точек". В этом случае границы также были определены закрытым исследованием.
При этом самую большую опасность, с точки зрения градозащитников, представляет изменение не границ, а самих предметов охраны зданий–памятников. В этом случае по–прежнему не требуется проведение историко–культурной экспертизы. Резонансный случай такого рода произошёл с фильтроозонной станцией на Пеньковой ул. В 2019 году часть конструкций этого здания сначала разобрали (от постройки осталась одна кирпичная коробка), а потом сняли с охраны, так что восстанавливать их в прежнем виде не пришлось.

Что ещё изменилось в законе

Проведение историко–культурных экспертиз при изменении границ — не единственное требование в федеральном законе. Ещё одной важной поправкой (она также вступила в силу в апреле) стал однозначный запрет на снос объектов, обладающих признаками памятников. Как следствие, улучшилось информирование собственников о том, какие здания обладают подобным статусом "кандидатов в памятники".
КГИОП завёл на своём сайте соответствующий реестр. Здания вносят туда по заявлениям заинтересованных лиц (если они надлежащим образом оформлены, а постройку не пытались уже выявить прежде). На момент подготовки материала в списке было 38 пунктов.
"ДП" направил вопросы в комитет по охране памятников.
Границы памятников часто устанавливаются не по обрезу фундаментов. В них включается и прилегающая территория. Это могут быть и зелёные посадки, и места каких–то построек, которые, может быть, не сохранились, но функционально были связаны с объектом. Поэтому границы порой устанавливаются шире, чем непосредственно сам памятник. И главное требование для этой территории — что на ней ничего строить нельзя. Допускается только благоустройство. Но в городе есть некоторые инвесторы, которые хотели бы использовать эти территории в каких–то других целях. Вот почему установление границ должно быть обосновано и доказано. Для этого нужна экспертиза. Она, с моей точки зрения, требуется при любом изменении границ памятника. Конкретный пример — Агрофизический институт, где по поводу границ довольно давно идёт спор, и серьёзный. Нужно ли включать в них небольшой парк, который там есть, но находится в запущенном состоянии? Были проведены две экспертизы. Я считаю, что тот вариант, который включает парк, более правильный, чем тот, который даёт возможность нового строительства. Другое дело — когда речь идёт не об изменении границ, а об изменении предмета охраны. Когда на объекте ведутся какие–либо работы, предмет охраны приходится уточнять довольно часто. И я не уверен, что в каждом случае требуется проводить экспертизу.
Михаил Мильчик
заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия
Такая мера, как обязательное проведение историко–культурной экспертизы, давно напрашивалась, так как границы объектов культурного наследия очень часто меняли. И я полагаю, что проекты новых распоряжений отныне могут быть разработаны только на основании государственных историко–культурных экспертиз. Комитет по охране памятников, видно, считает, что все историко–культурные исследования, поступившие до 15 апреля, должны быть рассмотрены по старым правилам. Что же касается предметов охраны памятников, то их изменение, в отличие от границ памятников, как не было урегулировано раньше, так не урегулировано законодательно и сейчас. Моя позиция такая: поскольку предмет охраны — это не что иное, как основание для включения объекта в реестр, то и изменяться эти основания могут только на основе государственной историко–культурной экспертизы. Тут напрашивается такая аналогия: почему–то депутаты Законодательного собрания не могут вносить поправки в проект зон охраны (ПЗО) в городском законе о зонах охраны, пока эти поправки не прошли те же согласования, что и сам проект ПЗО (то есть согласование в министерстве культуры). А в чём отличие внесения изменений в предмет охраны, которыми этот предмет может быть искажён до неузнаваемости?
Павел Шапчиц
юрист
Во–первых, утверждённые правительством изменения в положение о ГИКЭ вступили в силу только с 27 апреля 2024 года. Во–вторых, при внесении изменений в закон без внимания осталась статья, которая регулирует порядок определения, утверждения и изменения границ территории объекта культурного наследия (ОКН). В силу этой нормы границы территории ОКН определяются проектом границ, который разрабатывается на основе историко–культурных исследований.
Мария Славич
старший юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
Принятие решений об изменении границ территорий объектов наследия в виде издания распоряжения КГИОП возможно только после проведения историко–культурной экспертизы (ГИКЭ). В случае выхода распоряжения без проведения ГИКЭ такой документ будет незаконным и может быть оспорен в суде. Однако полагаем, что само по себе размещение проектов для проведения антикоррупционной экспертизы не может являться незаконным. Можно предположить, что в заключении по результатам такой экспертизы должны быть указаны выявленные в проекте нормативно–правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Михаил Бойцов
управляющий партнёр 4R Group