Задумались об отдыхе: маркетплейсы потеснили туроператоров

Автор фото: Сергей Ермохин

К сфере туризма всё активнее тянутся маркетплейсы и крупные экосистемы, бизнес которых прежде не предполагал развития такого направления. Классическим туроператорам конкурировать с ними нелегко.

Цифровые гиганты, которые уже имеют опыт разработки массовых сервисов, обратили внимание на туристическое направление и активно разрабатывают свои продукты для него. Тем не менее уровень проникновения таких проектов на российском рынке путешествий примерно на 5–10% ниже, чем в среднем по миру, по данным Goldman Sachs.

Данные в помощь

Интернет–платформы обладают огромной аудиторией и данными о предпочтениях каждого из своих покупателей. По оценкам аналитиков, посещаемость самых популярных маркетплейсов в месяц (статистика на декабрь 2023 года) составила 441 млн и 435 млн визитов. При этом, по словам туроператоров, на сайты лучших из них в тот же период заходят 2–3 млн человек.
"У онлайн–ретейлеров стоимость привлечения туриста низка. Предлагая человеку продукт, они исходят из анализа его предпочтений, который оценивают по покупкам, а также из оценки платёжеспособности. Для нас же турист — “чёрный ящик”. Мы видим только его историю у нашей же компании", — констатирует директор туристической компании "Дельфин", вице–президент АТОР по внутреннему туризму Сергей Ромашкин.
Ещё одно преимущество онлайн–платформ — возможность совершать все покупки по карте "в одном окне", вместо того чтобы регистрироваться на сайте туроператора.

Квартиры и впечатления

Недавно в развитие travel–направления включилась площадка "Авито" с новым сервисом для поиска и бронирования всех типов размещения. Проект стал доступен для пользователей с 8 апреля. Он создан на базе категории краткосрочной аренды "Авито Недвижимости".
"Явного лидера в сегменте бронирования жилья для путешествий нет. Доли распределены между разными игроками, — указывает руководитель направления “Авито Путешествия” Артём Кромочкин. — За время работы в сегменте краткосрочной аренды частной недвижимости нам удалось собрать у себя на площадке более 250 тыс. объектов размещения — квартиры, дома, комнаты. По нашим оценкам, это больше 80% от всех объектов частного жилья, сдающихся в России".
В марте Российский союз туриндустрии (РСТ) и Wildberries заключили соглашение о сотрудничестве. Оно подразумевает информационное партнёрство, привлечение опыта и экспертизы РСТ в работе с туроператорами и продавцами туристических услуг. Сам же раздел "Путешествия" на Wildberries запущен ещё в октябре 2022 года.
"Одна из задач — развитие внутреннего туризма, повышение заинтересованности путешественников в поездках по регионам. В то же время мы хотим поддерживать самих создателей уникальных туристических продуктов, дать им доступ к многомиллионной аудитории маркетплейса", — говорят в компании.
Выйти на площадку могут не только туристические компании, но также ИП и самозанятые, которые создают и продвигают собственные туристические услуги. В сервисе можно забронировать авиабилеты, билеты на автобус и поезд, отели и апартаменты. В компании отмечают, что первыми объединили на одной площадке не только транспорт и размещение, но и возможность выбрать "впечатление" — найти и оплатить варианты досуга, например экскурсию или фотосессию.

Витрина для самостоятельных

"Яндекс" ещё в 2015 году запустил сервис поиска по авиабилетам. В 2019–м у компании появился поиск и бронирование отелей. "Наша аудитория — самостоятельные путешественники, им проще самим найти отель и билеты, а потом отправиться в поездку", — говорят в пресс–службе "Яндекс.Путешествий".
В МТС Travel считают, что отечественные площадки к развитию направления путешествий подтолкнул уход с рынка зарубежных игроков. Сам МТС Travel появился как раз в 2022 году. Для быстрого выхода на туристический рынок компания приобрела IT–платформу Bronevik.com, имеющую прямые контракты с 60 тыс. объектов. Летом 2023 года на витрине МТС Travel появились отели в дальнем зарубежье. В пресс–службе сервиса отмечают, что недавно запустили витрину с билетами на транспорт, реализованную через интеграцию с партнёром, но основной продукт и бизнес МТС Travel предполагает именно бронирование отелей.
В основном компании, говоря о своих интересах, отмечают, что видят в этом возможность расширения ассортимента услуг и, как следствие, повышения продаж. В Ozon Travel сотрудничают с отелями, включая зарубежные, а также предлагают в пакете услуги перелётов для туристов, авиа– и ж .–д. билеты.
"На рынке путешествий всегда есть место для новых игроков, особенно тех, кто может предложить инновационные и удобные решения для рынка. Ситуация со спросом может различаться в зависимости от региона, но в Петербурге интерес к удобным услугам растёт", — считают в Ozon.

Экспертизу не заменишь

И всё же прямой конкуренции между подобными цифровыми сервисами и туроператорами пока нет. Бизнес–модели слишком разные. Как обращает внимание исполнительный директор туроператора "Тари Тур" Оксана Лебедева, маркетплейсы выступают тревел–агрегаторами, а значит, берут готовые предложения у туроператоров и предлагают своим клиентам. Наработанная база клиентов и налаженный канал реализации сбыта услуг или товаров выглядят не как выход на новый рынок, а как расширение линейки предложения.
Для продажи турпродуктов крайне важна экспертиза. Широкий охват аудитории и другие бонусы не гарантируют экосистемам выигрыша, поскольку у туристов уже сформирован клиентский опыт и он пока не позволяет им рассматривать агрегаторы как поставщика именно туристических услуг.
Самый высокий потенциал у онлайн–платформ в пляжном отдыхе, отмечают эксперты. Чтобы продать отель и авиабилет, большой смекалки не требуется. "Создать же сложный тур на Камчатку или Алтай, где нужна глубокая проработка предложения, включение дополнительных услуг, в том числе по перемещению, транспорт, гиды, постоянное сопровождение групп, почти нереально для цифровой площадки, — подчёркивает Сергей Ромашкин. — В этой нише доля туроператоров составляет порядка 95%. В экскурсионных турах (например, на автобусе по Золотому кольцу из Москвы) — около 65–70%. А оставшаяся доля приходится даже не на агрегаторы, а на самостоятельных путешественников".
Эксперты считают, что онлайн– и офлайн–каналы продаж в travel будут существовать параллельно. "Если турист располагает временем, чтобы сравнить цены на сайтах–агрегаторах, выбрать подходящий для себя курорт и отель из тысячи предложений, то он идёт в онлайн. Если времени нет, а результат хочется гарантированный, то обращается к экспертам. Для туроператоров онлайн–площадки — это возможность доступа к аудитории, которая не любит советы и желает быстро забронировать себе отдельную услугу или турпакет", — резюмирует руководитель комиссии по выездному туризму Российского союза туриндустрии на Северо–Западе, генеральный директор туроператора "Арт–Тревел" Мария Ушакова.