Петербургский КМЗ обязали выплатить почти 76 млн рублей за срыв контракта с МЧС

Автор фото: Пресс-служба КМЗ
Катер специального назначения, изготовленный для МЧС на Кингисеппском машиностроительном заводе.
Петербургское предприятие ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) проиграло суд с ФКУ "Центральная база измерительной техники МЧС". Последнее потребовало взыскать с КМЗ свыше 75 млн рублей за срыв сроков производства и поставки двух пожарных катеров.
Решение Арбитражного суда Москвы по данному делу было опубликовано в начале апреля, а сам контракт на изготовление двух пожарных катеров подразделение МЧС и КМЗ подписали ещё в ноябре 2021 года. Предполагалось, что оба судна будут готовы к 1 декабря 2022 года. Согласно условиям договора, петербургский завод получил на выполнение заказа 209,3 млн рублей, однако не изготовил катера в нужный срок.
Весной прошлого года, в конце марта, МЧС в одностороннем порядке расторгло контракт, а в августе того же года представители ведомства обратились в Арбитражный суд Москвы с требованием вернуть 62,8 млн руб. неотработанного аванса. Также истец просил взыскать с исполнителя штраф и пени за просрочку, указывает издание "Ведомости Северо-Запад".
Во время проходившего на прошлой неделе судебного заседания представители КМЗ уточнили, что не смогли вовремя исполнить условия контракта из-за антироссийских санкций, введённых после начала специальной военной операции: ограничения начали действовать как раз в период активного строительства судов и оборвали логистические цепочки поставок комплектующих, необходимых для изготовления заказанных МЧС судов.
При этом согласно подсчётам бухгалтерии КМЗ, часть суммы, полученной от заказчика (71,9 млн рублей), была потрачена на разработку технической документации, а также изготовление стапелей, корпусов, топливных и пенообразовательных баков. Завод попытался взыскать эту сумму в рамках встречного иска, однако суд встал на сторону ФКУ "Центральная база измерительной техники МЧС" и отказался удовлетворять требования петербургских машиностроителей.
Изучив имеющиеся на руках документы, суд пришёл к выводу, что завод мог бы компенсировать затраченные на производство катеров деньги, если бы стороны заключили обычный договор подряда, а не государственный контракт. Попытка КМЗ объяснить срыв сроков международными санкциями, которые упоминались как обстоятельства непреодолимой силы, также не принесли желаемого результата: суд посчитал санкции рисками, которые завод должен был учитывать при заключении контракта.
Как только решение суда вступит в законную силу, Кингисеппскому машиностроительному завода придётся выплатить "Центральной базе измерительной техники МЧС" 62,8 млн рублей неотработанного аванса, 1,1 млн рублей штрафа и 12,2 млн рублей пеней за просрочку, суммарно — почти 76 млн рублей.
Тем временем владелец предприятия Михаил Даниленко считает, что случившееся не повлияло на отношения с МЧС и не повредит дальнейшему производству катеров специального назначения. При этом он добавил, что изначально в техническом задании были решения и специфические ограничения, к которым КМЗ не был готов на момент заключения контракта. "Но мы снова примем участие в этом проекте и обязательно дадим необходимый результат", — заверил Даниленко.
Также Даниленко обратил внимание, что на сегодняшний день специалисты КМЗ изготавливают катера с более современными характеристиками и в дальнейшем этот опыт будет тиражирован на новые проекты, включая дальнейшие поставки техники для структур МЧС.
Минувшей зимой "Деловой Петербург" рассказывал, что Кингисеппский машиностроительный завод построит катера специального назначения для экспорта во Вьетнам. Министерство промышленности и торговли РФ выделило на проект 200 млн рублей. До сих пор "Сапфиры" поставлялись для российских МЧС, Госморречнадзора и Ространснадзора. Эксперты отмечают сложность их использования в тропическом климате и прогнозируют проблемы при регистрации во вьетнамских надзорах органах.
Тогда же стало известно, что КМЗ за собственный счёт ликвидировал расположенную по соседству несанкционированную свалку и намерен инвестировать 150 млн рублей в строительство складов и создание нового производства на освободившейся территории. Подробности — в материале "Делового Петербурга".