Балтийский завод захотел сменить гендиректора дочернего ЦКБ

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Балтийский завод

Балтийский завод хочет сменить генерального директора дочернего ЦКБ "ОСК–Айсберг", вступившего в конфронтацию с одноимённым ЦКБ "Роснефти" из–за контрактов на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов.

Руководство Балтийского завода предложило Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) согласовать нового кандидата на пост генерального директора ООО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”". Это исполняющий обязанности технического директора завода Игнатий Воденников. Так строитель крупнейших в мире атомных ледоколов выразил несогласие с нынешним руководителем ЦКБ, который активно борется за право компании на конструкторское сопровождение их строительства. Речь о контрактах на 3 млрд рублей.

"Первым делом я инициировал разработку стратегии…"

О том, что генеральный директор АО "Балтийский завод" (входит в ОСК) Юрий Гордиенко предложил руководству головной корпорации кандидатуру Игнатия Воденникова в качестве нового генерального директора своей "дочки" ЦКБ "ОСК–Айсберг", стало известно в середине марта. Сам Игнатий Воденников не стал отрицать этих планов, но от комментариев отказался. Источник в ОСК также подтвердил факт такого предложения, но официально на Балтийском заводе об этом говорить не стали. Представитель ОСК заявил: "Мы не комментируем обновление управленческой команды".
Нынешний врио генерального директора "ОСК–Айсберг" Игорь Чорный подтвердил факт предложения ему покинуть пост и то обстоятельство, что на его место прочат Игнатия Воденникова. "Воденников, судя по информации о нём в открытых источниках, никогда не сталкивался с серьёзными вопросами материальной и уголовной ответственности. Он сам не понимает, что его ждёт. Помимо прочего, в судах в отношении “ОСК–Айсберг” рассматривается сейчас девять гражданских исков бывших работников о взыскании невыплаченной в 2022 году зарплаты", — сказал "ДП" Игорь Чорный.
Медиапространство позиционирует и.о. технического директора Балтийского завода Игнатия Воденникова как специалиста по организации производства. В октябре 2010 года он дал большое интервью отраслевому порталу Korabel, в котором подробно рассказал о том, как ему удалось усовершенствовать производственную систему Балтийского завода. "Первым делом я инициировал разработку стратегии", — процитировал его отраслевой портал.
В начале 2024 года журнал "Аддитивные технологии" опубликовал его интервью про концепцию бережливого производства на своём предприятии. Кроме этих двух рекламных текстов, сведений об Игнатии Воденникове в открытом медиапространстве нет.

Между двумя "Айсбергами"

АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”", которое, по мнению руководства Балтийского завода, он должен возглавить, на протяжении последнего года пребывает в состоянии непрерывного конфликта с АО "ЦКБ “Айсберг”" — компанией такого же профиля, расположенной в том же здании на Васильевском острове, в которой работают большей частью те же сотрудники, что и в "ОСК–Айсберг". Разница в том, что "Айсберг" без приставки "ОСК" подконтролен "Роснефти", а тот, что с приставкой, — Балтийскому заводу.
1 ноября 2023 года Ростехнадзор приостановил действие лицензии "ОСК–Айсберг" на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии ("ДП" писал об этом). Соответствующее решение Северо–Европейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора вынесло 17 октября после проведения проверки соблюдения "ОСК–Айсберг" условий лицензирования.
В результате действующая лицензия с указанием объекта её применения "суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно–технологического обслуживания" осталась только у подконтрольного "Роснефти" ЦКБ "Айсберг".
Игорь Чорный считает, что Ростехнадзор действует в интересах "Роснефти", чей "Айсберг" претендует на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. По его словам, приблизительная стоимость конструкторского сопровождения одного атомохода этого проекта составляет 500 млн рублей, соответственно, речь идёт о контрактах на 3 млрд.
Игорь Чорный инициировал пять исков к Ростехнадзору — три в петербургском арбитраже к исполнившему проверку Северо–Европейскому управлению и два к центральному аппарату ведомства в Арбитражном суде Москвы. Первый из пяти споров глава "ОСК–Айсберг" уже проиграл (см. "ДП" № 19 от 21.02.2024). 16 февраля Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области подтвердил правильность выводов инспекторов Северо–Европейского управления Ростехнадзора, сделанных по результатам проверки, повлёкшей приостановку лицензии.
А в феврале между "Айсбергами" случился открытый конфликт — 15 февраля УМВД по Василеостровскому району Петербурга зарегистрировало заявление Игоря Чорного, из которого следовало, будто бы работники "Айсберга" "Роснефти" захватили помещения, которые занимает "ОСК–Айсберг".

Уволить директора — проще простого

Балтийский завод, хотя и является основным акционером "ОСК–Айсберг", не поддерживает Игоря Чорного в конфронтации с компанией — тёзкой "Роснефти". Просивший не называть себя источник в ОСК сказал: на заводе считают, что и сами отлично справятся с конструкторским сопровождением строительства атомоходов и ни один из "Айсбергов" им для этого не нужен. Попытку предложить на пост руководителя "ОСК–Айсберг" своего топ–менеджера иначе как несогласие с действиями возглавляющего компанию Игоря Чорного трактовать нельзя.
Владелец военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаил Даниленко полагает, что Балтийский завод спешно меняет руководителя "ОСК–Айсберг" по двум причинам.
"Первая — невозможность найти компромисс или дать необходимый вектор действиям нынешнего топ–менеджера. В отличие от частных компаний, где решения нередко принимаются быстро, с колёс, в крупных холдингах необходимо пройти всю процедуру смены руководителя, что зачастую занимает приличное время. Вторая причина — Балтийский завод, полагаю, искренне обеспокоен действиями господина Чорного в отношениях с Ростехнадзором. С таким подходом можно крепко испортить отношения с надзорным ведомством на долгие годы вперёд. А это негативно отразится на результатах работы самого завода", — говорит владелец КМЗ.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов говорит, что для Балтийского завода нет ничего проще, чем уволить руководителя "ОСК–Айсберг".
"Увольнение руководителя какой–либо организации в настоящее время не вызывает серьёзных трудностей на практике. Действующим законодательством, как гражданским, так и трудовым, предусмотрено право собственника в любой момент досрочно прекратить полномочия и уволить директора. Для этого достаточно принять решение за подписью руководителя головной компании и назначить нового. Имея его на руках, новый директор сможет внести изменения в Единый государственный реестр", — полагает юрист.
Досье:
АО "ЦКБ “Айсберг”" — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956–го, когда по проекту "Айсберга" заложили первый в мире атомный ледокол "Ленин".
В 2021 году контролируемое "Роснефтью" АО "Современные технологии судостроения" увеличило свой пакет акций в АО "ЦКБ “Айсберг”" до 90,42 %, в 2022–м управлять этим "Айсбергом" стало контролируемое "Роснефтью" АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта".
С 2012 года в Петербурге два "Айсберга". Второй — АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" (по данным на конец 2022 года, 85 % акций принадлежат входящему в государственную Объединённую судостроительную корпорацию Балтийскому заводу, 15 % у частных лиц, в том числе 10 % у главного конструктора проекта АО "ЦКБ “Айсберг”" Глеба Макеева) располагается в том же доме на Большом проспекте Васильевского острова.