Центробанк заявил об адаптации российского автопрома к новым условиям

Автор фото: Сергей Коньков
Автомобильная промышленность в России адаптировалась к новым условиям, положение в сфере улучшается, но и остаются определённые риски. Об этом говорится в докладе Центробанка "Региональная экономика".
Объём производства машин частично восстановился, их продажи в начале нынешнего года вышли снова на уровень конца 2021-го. Рост цен на автомобили связан с тем, что российский автопром зависит от импортных комплектующих, и это главная проблема отрасли. Высокие цены на машины стали главным сдерживающим фактором развития отрасли, это связано и с повышением утилизационного сбора, говорится в докладе.
Остаются трудности с комплектующими, прежде всего в том, что относится к логистике поставок и их сертификации.
"В 2023 году существенно изменилась структура рынка, при этом возросла доля импорта. В сегменте легковых автомобилей существенно расширилось присутствие китайских партнёров, в том числе за счёт импортных поставок готовых автомобилей, комплектующих, а также организации крупноузловой контрактной сборки на территории России", — сказано в документе.
Перезапуск автозаводов, которые были остановлены в 2022 году, пока не закончен, на него потребуется время ещё до 2027 года. На восстановление производства сильно повлиял выпуск авто российских марок, он уже выше, чем в 2021 году. Дальше производство будет расти также в связи с развитием отечественных брендов, свой вклад внесёт и увеличением контрактной сборки брендов из дружественных стран на российских площадках.
При этом существуют риски вторичных санкций относительно партнёров из таких стран. В качестве примера подобного риска можно привести запуск под Петербургом новой модели X-Cross 5, полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Полноценное производство так и не началось во многом из-за страхов китайцев перед санкциями, говорит Шапарин.
"Новые отечественные автомобильные бренды, тесно сотрудничающие с партнёрами из дружественных стран, очень сильно зависят от поставок комплектующих и машинокомплектов из-за рубежа. Зависимость остаётся достаточно серьёзной", — сказал "Известиям" независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
В схожем положении находятся традиционные российские автомобильные бренды, прежде всего с электронными компонентами, полагает он. В итоге производителям приходится отказываться от некоторых опций и функций в своих моделях.
Как писал "Деловой Петербург", власти города рассчитывают в 2024 году восстановить автомобилестроительную отрасль. Появятся и новые производства на бывших площадках мировых автогигантов, сказал на заседании промышленного совета города губернатор Александр Беглов.
Перед заседанием "Автозавод Санкт-Петербург" (бывший завод Nissan) представил перед Смольным первую модель бренда XCITE, а автозавод АГР (ранее принадлежал Hyundai) начал отгружать автомобили бренда Solaris.