Ехал поезд запоздалый: авиаперевозчики ускорились перед запуском ВСМ

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Авиационный бизнес ответил на вызов железнодорожников с их проектом будущей высокоскоростной магистрали (ВСМ). Не дожидаясь, пока мегатрасса будет введена в строй, авиакомпании объявили об увеличении числа полётов между Москвой и Петербургом. С июня по сентябрь между двумя столицами будет совершаться по 83 рейса в сутки в каждую сторону. Как сообщили "Известия", самолёты будут вылетать каждые 15 минут.
Большую часть рейсов между двумя крупнейшими городами страны обеспечат компании группы "Аэрофлот" (в неё входят "Россия" и "Победа") — в среднем они будут совершать по 78 вылетов в сутки. Прорабатывается запуск шаттлового сервиса и выделение в аэропортах специальной стойки регистрации, отдельного коридора с досмотром. Вероятно, появится и новый тариф "Шаттл", по которому можно будет ускоренно пройти регистрацию и улететь ближайшим доступным рейсом.
Авиаторы, похоже, спешат снять сливки с популярного направления. На днях вице–премьер Марат Хуснуллин сообщил о запуске в течение 5 лет ВСМ, а также об утверждении трассировки магистрали. По приблизительным оценкам, скоростная железная дорога может отнять у аэропорта Пулково до 2 млн пассажиров. В прошлом году воздушная гавань Петербурга обслужила 20,4 млн человек, большая часть которых (16,9 млн) — внутренние туристы. То есть речь идёт о сокращении пассажиропотока на 10%.
Дилемма "поезд или самолёт" для жителей двух столиц не нова. Пока конкуренцию выигрывают авиакомпании. Статистика говорит, что в 2023 году на поезда пришлось более 40% отправлений между столицами. Но в скором времени соотношение может поменяться. И дело тут не только в ВСМ. Выбор пассажира зачастую зависит и от сезона. Зимние перелёты иногда задерживаются из–за погодных условий, бывает и так, что самолёт ненароком может вместо столицы России приземлиться в условном Нижнем Новгороде.Для деловых туристов (а таких в Петербурге в 2023 году было 1,2 млн человек), чей вклад в экономику отрасли особенно важен (18% из них приносят 40% выручки в бюджет), основной ресурс — как раз время.
Так что тут железная дорога с её строгим расписанием будет более предпочтительна. А если поезд ещё и будет двигаться вдвое быстрее, чем сейчас, то тем более. Впрочем, многое зависит и от ценовой политики перевозчика, и от размера спроса. Может получиться так, что и самолёты, и поезда будут заполнены до отказа и после запуска ВСМ.