Приехали: в Петербурге придумали летающий авто, земли под Пулково взяли в оборот

Автор фото: архив "ДП"

"ДП" пишет "Историю петербургских новостей". Именно так называется наш специальный проект, в котором мы выделяем самые значимые события, случившиеся в городе за последнюю неделю. А затем вспоминаем, о чём писал "Деловой Петербург" в эти же даты много лет назад.

Главные новости Петербурга на неделе с 5 по 10 февраля 2024 года:
  • Wildberries после пожара на своём хабе в Шушарах открыл новый сортировочный центр на Московском шоссе.
  • В Смольном назвали сроки открытия новых станций зелёной ветки метро. Речь идёт о станциях "Богатырская" и "Каменка". Они будут следующими после "Беговой". Согласно графику работ, строительство закончится не ранее 2028 года.
  • Власти Финляндии снова продлили закрытие границы с Россией, срок определён до 14 апреля. Погранпереходы могут заморозить работу и на более длительное время.
В эти же даты 10 лет назад "Деловой Петербург" писал об освоении земель в районе Пулково, проблемах в мировой экономике и разработке автомобиля будущего, который мог бы передвигаться по Северной столице по воздуху. Но обо всём по порядку:
Статья вышла в номере "ДП" 3074 от 9 февраля 2010 года. Автор — Денис Лебедев.
Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) озаботился разработкой концепции развития 231 га, расположенных к северу от аэропорта Пулково. Конкурс на её разработку стартует 15 февраля. Как рассказал глава КИСП Алексей Чичканов, речь идёт о территории, которая прилегает к уже распроданной городом зоне Пулково-3, которая застраивается коммерческими объектами.
Большие планы
Как и когда, а главное — какими объектами можно будет застраивать этот участок, чиновники пока не решили. Победитель конкурса (начальная цена контракта — 7,2 млн рублей) к октябрю 2010 года должен будет провести маркетинговое исследование о перспективах спроса на эти земли, ориентировочной цене участков и возможных вариантах застройки. Также консультанты должны рассчитать эффективность городских инвестиций в развитие инфраструктуры и даже график продажи лотов.
Алексей Чичканов отметил, что обсуждаемые территории имеют статус земель поселения, что позволит избежать длительной и дорогостоящей процедуры изменения статуса участков, как это происходит с сельскохозяйственными угодьями.
Земельные расчёты
Впервые речь о развитии земель, расположенных вблизи Пулково, зашла ещё в 2007 году. Из 10 тыс. га, окружающих аэропорт, по расчётам чиновников, свободными была треть. Пока что город активно распродавал земли в зоне Пулково-3, ориентированной на офисные объекты. Ответ же на вопрос, можно ли разместить вблизи Пулково ещё и жильё, как раз и должны дать консультанты, победившие в конкурсе. Хотя частные инвесторы уже вовсю готовят жилые проекты (правда, не вблизи аэропорта, поскольку там действуют жёсткие ограничения по высоте).
По мнению Константина Симакова, вице-президента УК "Группа компаний "Балтрос" (осваивает 220 га в Пушкинском районе), только на инженерную подготовку такого участка с учётом всех согласований уйдёт минимум 5 лет. По его оценкам, если полностью застраивать этот участок жильём, то разместить там его можно будет до 1,5 млн м2. Для их обеспечения потребуется 40–50 МВт электроэнергии, 25 тыс. м3 водопроводной воды в сутки и отвод около 30 тыс. м3 канализации.
Комплексный подход
Готовящиеся сейчас к торгам 231 га — это, возможно, начало строительства нового района Петербурга, будущий потенциал которого по размерам сопоставим с административными районами в центре города.
Пока, по оценкам экспертов Colliers Int, cтоимость земли в районе, для которого подготовят новую концепцию, не превышает 150 рублей за 1 м2. Его можно застраивать и жильём, но более логичным экспертам кажется размещение там технопарков c логистической функцией и чистых производств. По другим оценкам, стоимость этой земли чуть выше — до 300 рублей за 1 м2, но при правильном планировании она может вырасти до 1000–1500 рублей за 1 м2.
В Петербурге уже есть примеры комплексного освоения аналогичных по площади участков. И если купленный в 2008 г. "Главстроем" Олега Дерипаски квартал "Северная долина" (270 га) пока далёк от реализации, то застраиваемые компанией "Балтрос" 270 га в Пушкинском районе уже вышли на рынок малоэтажного жилья (правда, продажам в значительной мере способствовали заказы Минобороны РФ).
В районе Пулково перед кризисом были обнародованы сразу несколько проектов комплексной застройки. В их числе два проекта принадлежат израильским инвесторам: "Триумф Парк" площадью 1 млн м2 (компании Mirland Development) и "Планетоград" на 2,1 млн м2 жилья (реализуемый Canada–Israel Group). Правда, и эти, и ряд других проектов ещё либо проектируются, либо под вопросом. Тем не менее после кризиса территории вокруг Пулково могут стать новым центром градостроительного роста. Но для этого Смольному надо решить два ключевых вопроса — инженерной инфраструктуры и транспортной доступности.

Мировой экономике подложили свинью

Статья вышла в номере "ДП" 3074 от 9 февраля 2010 года. Автор — Алексей Плешков.
Когда Португалия, Ирландия, Греция и Испания, по одной версии, с лёгкой руки журналистов, по другой — "остроумных" участников рынка, превратились в страны PIGS (англ. "свиньи"), рынок стал относиться к новоявленному конгломерату с повышенным пиететом. Не проходит дня, чтобы ситуация, в общем-то, на окраинах еврозоны не отразилась на ходе торгов. Возможность крушения экономики в отдельно взятой стране воспринимается как многообещающий тренд.
Негативные настроения рынка подогреваются падением цен на нефть. Вчера, по данным на 19:40, нефть марки Brent снова опустилась ниже "психологической" отметки $70–69,97 за баррель, Light — $71,64.
Рынок акций РФ начал неделю с обновления минимумов середины декабря 2009 г. По итогам торгов индекс РТС упал до 1375,34 пункта (–2,54%), индекс ММВБ снизился до 1322,15 пункта (–2,47%), основные "фишки" подешевели на биржах на 0,4–6,4%. Причём среди лидеров падения оказались "незыблемые" бумаги "Газпрома" (–3,84%) и Сбербанка (–4,91%).
"Ситуация неоднозначная — рынок смотрит вниз. Однако сохраняется возможность технического отскока от локальных минимальных значений. В центре внимания будут находиться макроэкономическая статистка и события вокруг Греции, Португалии и Испании", — полагает Иван Фоменко из Абсолют–Банка. По оценкам аналитика компании "Алор" Анны Люкановой, по достижении уровня 1390 пунктов по индексу ММВБ настроения на рынке изменились. "Очередной уход вниз пары евро/доллар обеспечивает потенциал технического снижения сырьевых и фондовых площадок", — комментирует она.
Масла в огонь подлили участники встречи G7. "Большая финансовая семёрка считает, что ещё рано прекращать государственную помощь финансовому сектору", — отмечают эксперты.
При этом глава Европейского центробанка Жан–Клод Трише выразил надежду, что Греция, оказавшаяся в крайне тяжёлой финансовой ситуации, решит проблему колоссального бюджетного дефицита самостоятельно.
Валютный рынок реагировал довольно красноречиво. Пара евро/доллар на ММВБ достигла отметки 1,3667 (–0,0024). Доллар по курсу ЦБ РФ официально подорожал до 30,5158 рубля на 9 февраля против 30,4666 на предыдущих торгах. Евро опустился до 41,6937 рубля против 41,7179. Эксперты Номос–банка констатируют, что отсутствие позитивных сдвигов в решении проблем стран PIGS продолжает формировать негативное отношение инвесторов к единой валюте и рисковым активам. А эксперты ИГ "ВЕЛЬДЕГА" говорят, что текущие рубежи по ММВБ и РТС — "самая ненадёжная позиция".
$1,3600 составляет ближайший минимум для евро, по версии экспертов LiteForex. Аналитики прогнозируют, что давление на евро продолжится до решения "греческого вопроса".
Главное опасение экспертов в том, что в перспективе проблемная группа стран PIGS может расшириться.

Летим по Невскому

Статья вышла в номере "ДП" 3075 от 10 февраля 2010 года. Автор — Ирина Силачева.
Учёный изобрёл и запатентовал летающий автомобиль — автолёт, он же авиетка, он же флаер.
В ближайшие годы Петербург может превратиться из автосборочного конвейера в настоящую столицу автомобилестроения. Сразу несколько центров работают над созданием здесь автомобиля будущего. Недавно Михаил Прохоров, глава группы "Онэксим", объявил о намерении создать бюджетный автомобиль. Считается, что заказ получит петербургский холдинг "Яровит–моторс". В компании отказались от подробных комментариев, но подтвердили, что работа над созданием автомобиля ведётся. Это будет гибридный автомобиль, или электрокар, созданный конструкторами холдинга. В производство машину запустят через 2 года.
Эко&эго
Первый электромобиль появился в Ленинграде ещё в начале перестройки. "АвтоВАЗ" изготовил несколько штук на базе "Оки". Тогда на нём стояли никель-кадмиевые, никель-цинковые аккумуляторы", — рассказывает Александр Элизов, доцент Политехнического университета. Учёный возглавляет группу по созданию электроскутера "Кенгуру" для людей с ограниченной подвижностью. Это машина на электроприводе с литий-ионной батареей. У неё 11 электромоторов, 14 микропроцессоров, бортовой компьютер истребителя–штурмовика "Су-25".
По словам Элизова, "Кенгуру" превосходит западные аналоги. В отличие от ближайшего аналога — Segway Дина Кеймена, электроскутер поднимается по лестнице "лицом вперёд". Основные энергозатраты приходятся как раз на подъём, но "Кенгуру" способен доскакать до сотого этажа или перемещаться в нормальном режиме в течение целого дня.
От электроскутера рукой подать до автомобиля будущего. Дизайнеры многочисленных бюро видят его одноместным, напоминающим сани бобслеиста или капсулу инопланетянина. Меньше объёма — больше манёвренности и экологичности.
Фамилию олигарха, заказавшего скутер, учёные просили не называть, но между собой говорят о нём как о "командире Б.". По предварительным расчётам, в рознице машина будет стоить не менее $30 тыс. Сейчас олигарх пытается наладить массовое производство. От технологий, заложенных в "Кенгуру", рукой подать до суперсовременного одноместного электрокара.
Автолёт
Изобретатель Виктор Коноваленко полагает, что обычный автомобиль, перемещающийся только по горизонтали, будущим не будет востребован. Дорожная инфраструктура не выдержит увеличивающейся нагрузки. Он запатентовал способ создания автомобиля, способного подняться, по его словам, на любую высоту и перелететь хоть гаишника, хоть пробку.
Автомобиль "летает" за счёт взаимодействия двух воздушных потоков и обтекания верхней поверхности крыла при мощности двигателя 68 кВт. Коноваленко сравнивает это с бароном Мюнхгаузеном, который сам себя вытащил из болота за волосы.
"300 кг подъёмной силы можно получать с 1 м2 скорости, приемлемой для гаишников, то есть 54 км/ч. Считайте: "Жигули", "Москвич" — минимум 6 м2. Подъёмная сила — 2 тыс. кг. Хватит? Хватит. Значит, никаких крыльев не нужно. Достаточно, чтобы контур имел вот такую форму, — изобретатель проводит на чертеже контур, напоминающий кита в профиль. — Вот расчёты".
Изобретатель уверен, что где-то через 20–30 лет, когда появятся "легонькие" аккумуляторы, наступит эра флаеров. Тогда Россия может обойтись без дорог, а дураков можно оставить.
Солнцеподобный
Помимо электроскутера в Политехе доводят до ума и солнцемобиль. В марте прошлого года студенты и преподаватели апгрейдили двухместный немецкий автомобиль "Пингвин", оснастив его электромотором и солнечными батареями, располагающимися на капоте.
Модель не отличается свежестью дизайна и совсем не напоминает космолёты или хотя бы спортивные сани, но в качестве первого опыта, наверное, хороша.
"В будущем уже не будет автомобиля, как и самолёта и морского судна. Эти виды транспорта сольются в единое транспортное средство. Это будет нечто похожее на летающую тарелку. Американцы создали такой аппарат 20 или 30 лет назад. Это была подводная лодка, надводный корабль и летательный аппарат. Ни один из видов войск не взял его тогда на вооружение, потому что он уступал каждому из видов техники в отдельности. Он не был по техническим параметрам лучше, чем самолёт, подводная лодка или космический аппарат.
Другой вариант — ранцевое транспортное средство. Рюкзачок на плечи надел, антигравитационную кнопку нажал — и полетел. Читайте фантастику, убеждён Александр Семенов, конструктор и доцент кафедры колесных и гусеничных машин Политеха.
Зарубежные автомобилестроители, так же как и петербургские компании, наперегонки проектируют машину будущего. Эта Honda на солнечных батареях участвовала в 3000–километровом пробеге по дорогам Австралии.
Оформить подписку на "Деловой Петербург" и читать архивные материалы можно здесь .