Морской перевозчик купил долю в крупном производителе электросудов из Петербурга

Автор фото: mos.ru

АФК "Система" продала долю крупнейшего в России серийного производителя электросудов морскому перевозчику с миллиардным оборотом.

Компании "Новые морские инвестиции" с 27 декабря 2023 года принадлежат 10% долей петербургского ООО "Эмпериум". В прошлом году она приобрела у созданной бывшим заместителем министра транспорта РФ Виктором Олерским "Полы Райз" мажоритарный пакет судоходной компании "Идель" с доходом 1,3 млрд рублей. У участников рынка перспективы электротяги на воде вызывают большие сомнения.

Как будто хотят создать собственный флот

Зарегистрированное в Петербурге в конце 2022 года ООО "Новые морские инвестиции" (НМИ) приобрело 10% долей единственного в России серийного производителя электросудов ООО "Эмпериум" у АО "Ситроникс" (входит в АФК "Система"), в котором на предложение прокомментировать сделку не отреагировали.
НМИ полностью принадлежат Николаю Любезнову, он же возглавляет компанию. Основное направление деятельности, указанное в карточке СПАРК, — морские грузовые перевозки. Но в этом качестве про компанию в открытых источниках не упоминается, финансовые результаты ни разу не опубликованы.
НМИ лишь однажды попали в публичное пространство — "ДП" писал, что в середине августа 2022 года НМИ приобрели 50% долей петербургского ООО "Судоходная компания “Идель”" — крупного судовладельца и морского перевозчика, который оперирует, в частности, многоцелевыми сухогрузными судами проекта RSD59 — их строит для него Окская судоверфь. Доход "Идели" за 2021 год составил 1,3 млрд рублей.
Долю в "Идели" НМИ приобрели у компании "Пола Райз" — также крупного судовладельца и морского грузоперевозчика, — основателем которой считается бывший замминистра транспорта России Виктор Олерский (занимал этот пост с 2009 по 2018 год).
Около полугода назад Федеральная налоговая служба ограничила доступ к сведениям о хозяевах "Идели" в связи с международными санкциями. Но если НМИ и сегодня владеют 50% её долей, то эту компанию можно считать крупным игроком в сфере морских перевозок, а её вхождение в уставный капитал "Эмпериума" говорит о планах последнего создать собственный флот и не ограничиваться только производством судов.
К сожалению, Николай Любезнов и генеральный директор "Эмпериума" Николай Малухин не захотели общаться с автором текста.

Губернатор сказал, "Ситроникс" продал…

"Эмпериум" — успешная и активно развивающаяся компания. В середине января Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приняла четвёртое изготовленное "Эмпериумом" электросудно Ecobus, предназначенное для работы на Москве–реке. Сообщалось о планах построить для работы на регулярных речных маршрутах в столице семь таких судов, а в рамках проекта с использованием средств Фонда национального благосостояния ГТЛК собиралась заказать 16 электросудов Ecobus и шесть судов Ecocruiser.
Отраслевое издание "ПортНьюс" сообщает, что всего по контракту между мэрией Москвы и АО "Водоходъ. Пассажирский порт" (входит в группу "Водоходъ" Виктора Олерского) предусмотрено строительство более 20 электросудов, 23 причалов нового типа, шести зарядных станций, двух пунктов отстоя флота.
"Эмпериум" строит суда на своей верфи в Отрадном Кировского района Ленинградской области. В декабре компания заявила о планах удвоить объём выпуска судов в 2025 году до 24 в год (сейчас "Эмпериум" выпускает по 12 штук). "ПортНьюс" цитировал губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, заявившего о планах развития водного туризма в регионе с помощью электросудов и необходимой им инфраструктуры при участии АО "Ситроникс", основного владельца "Эмпериума".
"Ситроникс" продал "Новым морским инвестициям" 10% долей "Эмпериума" примерно через 2 недели после этого заявления областного губернатора.

"Это же не электромобили…"

Совладелец и генеральный директор петербургской круизной компании ООО "Самсон" Дмитрий Санг рискнул бы создать фирму, укомплектованную электросудами "Эмпериума" для водных круизов в Ленинградской области, лишь при наличии хорошо налаженной инфраструктуры, необходимой таким судам, и установки на них резервных генераторов.
"В Петербурге и области фактически отсутствует инфраструктура для зарядки таких судов. Это значит, что подобную судоходную компанию надо создавать с нуля в буквальном смысле — вложений потребует не только флот, но и зарядные станции и пункты отстоя судов. Трудно представить, когда такие вложения окупятся, — водный туризм далеко не самый прибыльный бизнес. Такой проект представлялся бы гораздо более привлекательным, если бы областная власть взяла на себя создание инфраструктуры для электросудов. Кроме того, я бы не рискнул возить пассажиров по столь большому региону, как Ленобласть, на электросудах. Тут нужны гибриды, потому что трудно просчитать запас энергии до ближайшей зарядной станции, — в этом регионе часто дуют сильные ветры, на водных объектах может появиться большая встречная волна и электросудно попросту не дойдёт до зарядной станции…" — полагает эксперт.
Совладельца и генерального директора круизной компании ООО "Аква–Экскурс" Владимира Филиппова удивляет скорость, с которой входят в моду электросуда.
"Я не понимаю, что мы экономим. Электросуда недёшевы сами по себе, зарядных станций для них почти нигде нет — значит, создать компанию с таким флотом означает вложить огромные деньги не только во флот, но и в инфраструктуру. Но это же не электромобили, которых миллионы и которые претендуют на массового покупателя, — там понятно, любые затраты отобьются объёмами продаж. То же самое с экологией. Я целиком за электромобили, они делают чище забитые машинами города. Но 10, 20, даже 200 электросудов как повлияют на экологию? К тому же аккумуляторные батареи, которыми они наполнены, с экологической точки зрения далеко не лучший вариант…" — говорит бизнесмен.
Виктор Олерский заявил автору текста, что он и его партнёры не планируют создавать судоходную круизную компанию вместе с "Эмпериумом", а с какой целью "Новые морские инвестиции" приобрели долю в "Эмпириуме", он не знает. "Меня в НМИ нет и не было", — сказал Виктор Олерский.
Досье: ООО "Эмпериум" зарегистрировано в Петербурге в ноябре 2019 года. По данным СПАРК, 2022 год компания закончила с убытком 94 млн рублей и доходом 75 млн. Основателем "Эмпериума" считается бизнесмен Андриан Правдин, хотя сегодня ему и его постоянному бизнес–партнёру Андрею Смирнову принадлежат 20,36% и 13,57% долей соответственно. Основной владелец "Эмпериума" — входящее в АФК "Система" АО "Ситроникс", которому принадлежат 40,02% долей напрямую и 14,98% через московское ООО "Эмпериум", которым "Ситроникс" владеет на 100% и которое почему–то так назвали в середине ноября 2023 года — раньше это было ООО "Ситроникс Электро". 1,06% долей петербургского "Эмпериума" принадлежат предпринимателю Алексею Зюзину.