Ипотечный раскол между банками и застройщиками ещё сильнее повысит цены на жильё

На фоне решения государства о сокращении ипотечных льгот банки и застройщики занялись перекладыванием друг на друга растущих издержек. Но глобальный передел рынка пока выглядит скорее как "страшилка".

С конца прошлого года строительный рынок взбудоражен решением Сбербанка взимать с застройщиков комиссии за каждый выданный ипотечный кредит по субсидируемым льготным программам. К этому решению позже присоединились ВТБ и Альфа–Банк.
Ряд крупных застройщиков немедленно заявили, что не будут платить эти комиссии, переключившись на другие банки или запустив собственные программы рассрочек.

Как устроен рынок ипотеки

Банк России ещё в 2021 году перестал раскрывать данные по доле рынка того или иного банка. На тот момент 60% петербургского рынка приходилось на трёх игроков — Сбербанк, ВТБ и банк "Санкт–Петербург". Если сопоставить текущие данные — объём выданной ипотеки за 11 месяцев 2023 года в Петербурге (353 млрд) и сведения о деятельности Сбербанка, объявленные им самим (264 млрд), получается, что его доля в минувшем году в Петербурге составила 75% рынка. Но здесь нужна оговорка: в отчётности "Дом.РФ" (именно ему досталось право анализировать и производить взаиморасчёты между бюджетом и банками–кредиторами, участниками ипотечных льготных программ) указано, что из объёма выдач по всем субсидированным программам (280 млрд) Сбербанк освоил 50% (140,7 млрд), 23% — ВТБ (64 млрд) и 4% — Альфа–Банк (13 млрд).
В сумме три игрока занимают 77% рынка. Из этого следует, что застройщики не сумеют проигнорировать решение данных кредитных организаций взимать комиссии. В противном случае их продажи остановятся. Или доля трёх банков будет перераспределена между другими участниками (которых, по данным "Дом.РФ", в Петербурге насчитывается всего 29 организаций).
Вопрос в том, готовы ли банки "второго эшелона" занять места лидеров. Крупнейшие ипотечные кредиторы обладают практически неограниченным и бесплатным фондированием со стороны того же государства. Банки уровня ниже топ–10 вынуждены зарабатывать самостоятельно, поэтому маловероятно, что они захотят наращивать долю в нерыночных, по сути, программах, став созависимыми от лимитов и субсидий.

Почему банки требуют комиссии

Банкиры публично сетуют на то, что решение переложить затраты на застройщика вынужденное: кредиторы столкнулись не просто с выпадением доходов, а фактически начали работать себе в убыток. В терминологии финансистов это звучит как "отрицательная маржинальность".
Как сообщил вчера исполнительный директор дивизиона "Домклик" Сбербанка Артём Герасимович, в декабре маржинальность составила –1,2%. Введение комиссий должно исправить ситуацию, но с 1 марта 2024 года регулятор ужесточает требования к платёжеспособности ипотечного заёмщика. Из–за них маржа, по словам Герасимовича, опустится до 0%.
На сервисе "Домклик" вчера было размещено 37,3 тыс. предложений о продаже квартир в новостройках Петербурга, из них 23,6 тыс. объектов (63%) выставлены застройщиками — участниками программы субсидирования (то есть теми, кто согласился платить банку комиссию). Таким образом, две трети рынка готовы покупать жильё в контексте новых параметров (с наценкой в виде комиссии застройщика банку–кредитору).
Большинство опрошенных "ДП" представителей банков публично воздержались от комментариев. На практике это означает, что они изучают ситуацию, смотрят за перераспределением клиентских потоков.
По данным "Дом.РФ", Сбербанк работает по счетам эскроу всего с 44% застройщиков города (как правило, это означает и кредитование застройщиков). Обладая влиянием почти на половину рынка, он может конкурировать с оставшимися банками не только размером ставки по кредиту, но и размером комиссии от застройщика, что приведёт к тому, что стоимость квадратного метра в ипотеку у одного банка окажется ниже, чем у другого.

Позиция строителей — они против комиссий

Застройщики говорят, что новая схема работы для начала потребует перенастройки бизнес–процессов.
"Это финансово для застройщиков, во–первых, дорого, — рассказал накануне председатель Комиссии РСПП по жилищной политике Леонид Казинец. — Но это ещё как–то может обсуждаться. Но это абсолютно не работает в тех финансовых реалиях, которые у нас есть. Потому что у нас есть ограничения на то, как мы используем деньги покупателей, дольщиков. Они находятся на эскроу–счетах, там не подразумевается вот этих дополнительных затрат. Это значит, что это всё чистые деньги застройщика из собственного капитала вперёд под каждую льготную ипотеку. И это большое фондирование, сильно меняющее экономику. Поэтому понятно, что реакция у всех застройщиков, мягко говоря, не позитивная".
Вывод один — цены на квартиры будут расти. "Любой понимает, что надо где–то на 10% увеличить их стоимость", — заявил на круглом столе в РСПП вице–президент Российского союза строителей по Сибири Максим Федорченко.

Что предлагают власти

Минфин намекает, что попросит распорядителя госбюджета — "Дом.РФ" — перераспределить лимиты субсидирования, сократив их у тех банков, кто ввёл надбавку для застройщиков, и увеличить среди тех, кто её публично не анонсировал. Но вряд ли глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина допустит "изъятие" у банков уровня топ–5 согласованных заблаговременно объёмов, тем более что такие действия нарушают логику финансового долгосрочного планирования. И пугают иных кредиторов, которые занимают менее 10% рынка, — они могут просто прекратить работу с субсидируемой ипотекой. Поэтому у ЦБ иная идея: расширить лимиты на выдачу льготных ипотечных кредитов для тех игроков, которые комиссии не вводят.
"Мы рассчитываем, что отчасти какой–то балансирующий эффект в текущем краткосрочном периоде на ситуацию это может оказать", — заявил начальник центра анализа рынка недвижимости департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ РФ Александр Копылов.
В начале текущей недели ВТБ устами заместителя президента Георгия Горшкова предложил решение для нормализации ситуации. "Мы предлагаем вернуть размер субсидии кредиторам на 1 п. п., до значения 2,5 п. п., что сделает развитие рынка предсказуемым и понятным для всех участников", — заявил он. В ответ моментально прозвучал сигнал из Минфина: возврат к прошлым параметрам сейчас не обсуждается.
"Мы понимаем, что ипотека в первую очередь должна быть рыночным инструментом. Перед льготными программами стояли определённые задачи, с этими задачами они, как нам кажется, полностью справились, и на текущий момент нужно найти тот баланс… чтобы льготная ипотека занимала гораздо меньшую долю в выдаче", — заявил замдиректора Департамента финансовой политики Минфина Осман Кабалоев.
Впрочем, по его словам, министерство будет мониторить ситуацию, то есть изучать, как банкирам и строителям удастся договориться между собой. "И думаю, дальнейшее обсуждение можно будет проводить после того, как мы этот мониторинг проведём", — сказал чиновник.
Здесь очень опасная грань, последствия которой легко предсказуемы: убытки, убытки и ещё раз убытки. Приобретая квартиру в кредит, покупатель фиксирует её стоимость в текущем моменте. Думаю, в восьми из 10 случаев решение принимается импульсивно: если лимит ипотеки уже одобрен, люди ищут жильё не в параметрах будущей комфортной жизни, а подстраиваются под сумму. Продать такое жильё по такой стоимости через пару лет будет очень сложно, долго и повезёт, если получится выйти в ноль. Ведь на ценообразование влияет не только метраж, но и всё, что будущий дом уже окружает: дороги, парки, магазины, школы и больницы. Равно как и сама квартирография дома — какой уровень соседей сформируется. Сегодня не важно, по чьей инициативе квадратный метр становится дороже сразу на 8–10% — кредитора или застройщика. Нужно быть уверенным на ближайшую четверть века, что жизненные обстоятельства позволят данную квартиру не продавать. То есть не расширять семью, не переезжать ближе к школе или работе. Независимых оценщиков на рынке становится всё меньше, банки–лидеры своими или аккредитованными силами проводят оценку залогов. И здесь тоже тонкий момент: они заинтересованы в совпадении цены покупки с оценочной стоимостью залога. Но фактическая рыночная на момент окончания строительства дома может быть ниже. И кредитор обязан попросить досрочно погасить эту разницу.
Оксана Захарова
независимый оценщик недвижимости
Мы опросили большинство крупных застройщиков, которые строят от 50 тыс. м2 в год и выше в Петербурге и Ленобласти, какие у них приняты решения по отношению к банкам, которые ввели комиссии. Результаты опроса поделили наших застройщиков на четыре категории. Первая придерживается самой жёсткой стратегии, отказываясь работать с теми, кто просит платить комиссию. Это касается наиболее сильных, устойчивых компаний, которые понимают, что на фоне подъёма цен они тоже их поднимут, но не платя комиссию и работая с теми банками, которые комиссию не берут. Вторая группа согласна работать со всеми, но будет максимально стремиться перенаправить покупателей в те банки, которые не берут комиссии, чтобы сохранить свою ценовую позицию. Это взвешенная, гибридная стратегия. Третья группа готова работать на новых условиях и поднимать цены. Четвёртая категория пока не определилась в ожидании, что либо ЦБ, либо Минфин, либо Минстрой примут какое–то решение, которое позволит снять эту проблему. Пока последствия таковы, что банки, которые сейчас являются лидерами по выдаче ипотеки, свою долю будут уступать. И главным выгодоприобретателем будет "Дом.РФ". А вторым, наверное, будет банк "Санкт–Петербург", который всегда работал со строительным сообществом. И именно те компании, которые наиболее активно работают с этими банками, сказали, что откажутся платить субсидии.
Алексей Белоусов
генеральный директор СРО А "Объединение строителей СПб"
Мы приостановили работу с банками, которые взимают комиссии по программам господдержки. И сделали это для того, чтобы найти альтернативное решение. Сейчас мы находимся в переговорах с банками. Пока работу по взаимодействию по господдержке мы не восстановили. Надеемся, что решение найдём достаточно скоро. Есть альтернативные банки, и наш клиент имеет возможность приобрести квартиру с господдержкой.
Ольга Кобякова
коммерческий директор компании "Петербургская недвижимость" (Setl Group)