Новые налоги и доллар по 110: весна готовит сюрпризы для экономики России

Автор фото: "ДП"
Нефть в середине января стоила ниже $78 даже после того, как новое обострение на Ближнем Востоке вызвало её кратковременный рост. На цены влияют ситуативные факторы, но сам график последних месяцев побуждает искать более глубокие причины. Нефть не растёт в цене, несмотря на то что ОПЕК все предыдущие месяцы и кварталы целенаправленно снижала добычу.

Почему падает нефть

Основные факторы, которые будут влиять на рынок нефти в I квартале 2024 года, довольно стандартны: отвечающий за сторону спроса на нефть экономический рост в основных экономиках мира (тут главный вопрос в том, будет ли наблюдаться замедление роста), а также объём предложения нефти странами, находящихся вне сделки ОПЕК+.
Профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина отмечает: в конце 2023 года был рост предложения поставщиков из стран, не входящих в ОПЕК+ (в частности, из США). Можно ожидать, что этот тренд продолжится и в I квартале 2024-го.
"Тем самым, если не случится резкого роста спроса (вследствие ускорения экономического роста или из-за роста неопределённости в результате каких-то неожиданных событий), скорее можно ожидать некоторого снижения цен на нефть — полагает Юлия Вымятнина. — Маловероятно, что ОПЕК+ оперативно пойдёт на ещё более значительное сокращение добычи, чем достигнутое на последней встрече ОПЕК".
Одно из опасений, которое остаётся до сих пор, — это возможное охлаждение мировой экономики из-за высоких ставок. Большинство крупнейших мировых экономистов подтверждают этот тренд: они считают, что в наступившем году глобальную экономику ждёт ослабление и замедление.

Мировая экономика 2024: прогнозы

Главным фактором замедления глобального роста названы жёсткие финансовые условия, а именно высокие ключевые ставки, давящие "на настроения потребителей и деловых кругов". Причём, отмечается в исследовании Chief Economics Outlook, хуже всего придётся Европе. Три четверти ведущих мировых экономистов ждут от неё "слабого" или "очень слабого" роста в 2024 году.
По США картина лучше, но лишь относительно Старого Света: умеренный или более высокий рост допускают лишь 56%.
"Обе экономики сталкиваются с жёсткими условиями кредитования, замедлением производства и подверженностью геополитическим столкновениям", — говорится в исследовании.
Особенности актуальной денежно-кредитной политики с определённым временным лагом непременно должны негативно сказаться на ведущих экономиках и США, и Европы, и Китая, говорит доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. Ожидание возможного перехода к рецессии сдерживает возможности для роста.
"Но это всё-таки отдалённая перспектива: маловероятно, что к рецессии смогут в первой половине года перейти Штаты и ряд других стран. Это, скорее, перспектива второго полугодия, и то не факт, — сказал экономист "Деловому Петербургу". — Теоретически возможно замедление темпов, но рецессия — это ещё не очевидное явление".
Если говорить непосредственно о более близком периоде — первом или, возможно, втором квартале, — то наблюдается примечательная ситуация: замещение в добыче нефти. Страны, не входящие в ОПЕК+, своим увеличением добычи в некоторой степени нивелируют то сокращение, которое приходится на ОПЕК+.

Сланцевая нефть: реанимация

Свой вклад в этот процесс вносят прежде всего США — через сланец, хотя ходило среди экспертов и такое представление, что сланцевая тема исчерпала себя. Оказалось, это далеко не так. Более того: она начинает вновь возрастать. Текущие цены на нефть возвращают интерес к активной добыче сланцевой нефти, себестоимость производства которой выше, чем у традиционной.
Как добавляет Артём Голубев, становится весьма интересным заниматься этим бизнесом, поэтому здесь наблюдается одновременно увеличение добычи и отсутствие такого разгона в американской экономике, который позволил бы "переварить" внутри себя все эти объёмы. В итоге значительные излишки идут на внешний рынок.
Кроме того, американцы ведут переговоры с Венесуэлой на предмет того, чтобы и она увеличила поставки нефти на внешний рынок. В ответ им есть что предложить: например, смягчить санкционное давление, которое действует не первый год против экономики Венесуэлы, находящейся в плачевном положении. Поэтому не исключено, что добычу она нарастит, хоть и входит в ОПЕК+. Тем более в этом Венесуэла не одинока: есть и другие страны-члены, которые не собираются снижать добычу.
У неё, у Ирана, у недавно покинувшей ОПЕК Анголы добыча не так велика по отдельности. Но вместе это создаёт определенный избыток предложения.

Как ОПЕК влияет на цену нефти

Всё перечисленное ограничивает возможность для ОПЕК+ влиять на рынок нефти. Притом что ещё полгода назад ожидания были совсем другие, чем нынешняя реальность, от нефти ждали и $100, и $110 за баррель.
"Сейчас мы видим, что $70-80 — это будет очень хороший показатель, и хорошо, если мы удержимся в этом диапазоне, — считает Артём Голубев. — Есть немалая вероятность, что до наступления активного летнего автомобильного сезона в США, в период весеннего снижение холодов, с марта по май мы можем увидеть достаточно существенное снижение цены на нефть. Высоки шансы, что нефть перейдёт в диапазон $60-70".
В таких условиях, видимо, будет расти дисконт на российскую нефть. Если в последний месяц он составлял около $13 за баррель, то в перспективе может составить $15. А дисконт $15 к цене $60 — это уже как бы продажа по $45, хотя ещё совсем недавно Россия продавала примерно по $70 за баррель.

Что будет с экономикой России

Вероятное снижение фактически в полтора раза вызывает логичный вопрос о перспективах российского рубля. И о том, как будет компенсироваться снижение нефтяных доходов.
В соответствии с бюджетным правилом, если цена на Urals будет меньше 60 долларов за баррель, ЦБ будет осуществлять продажу валюты из Фонда национального благосостояния. Плюс есть возможность прибегнуть к заимствованиям.
"Если цена на нефть будет низкой длительное время и упадёт существенно, Минфин может задуматься об изменениях правил субсидирования российских нефтеперерабатывающих заводов (что чревато витком роста цен на бензин) или о каких-то разовых дополнительных налоговых сборах, — отмечает профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина. — Но если ничего неожиданного не произойдёт и резкого падения цен на нефть в l квартале не случится, то финансирование дефицита бюджета будет идти по плану (продажа валюты из ФНБ и займы)".

Дешёвая нефть — дорогой доллар

Если цены на нефть будут показывать резкие изменения (слишком резкое падение или неожиданный рост), то курс рубля к доллару будет реагировать соответствующим движением — то есть в моменте может расти волатильность обменного курса, говорит Юлия Вымятнина.
"Но это будет скорее эмоциональная реакция, чем серьёзное влияние, — добавляет профессор. — Если же особых сюрпризов на рынке не будет, курс будет достаточно стабильным и даже с некоторой тенденцией к укреплению в январе с последующим небольшим ослаблением к концу квартала".
Не считая влияния новостного фона, реально цены на нефть оказывают влияние на курс с задержкой, так как реальное поступление валютной выручки в страну несколько запаздывает, добавляет аналитик.

Рубль упадёт весной?

В ближайшие месяц-два существенного снижения цен на нефть аналитики не прогнозируют. Холода продолжаются не только в России, но и в Европе и ряде других регионов. Это пока ещё обеспечивает достаточно приличное потребление нефти. Заметное снижение вероятно в марте-апреле и, может быть, мае, до начала активного автомобильного сезона.
"Почему, кстати, некоторые и говорят о том, что рубль могут подопустить после окончания выборов, — говорит Артём Голубев. — Но снижение рубля после выборов не означает, что после их окончания будет уже неважно, сколько стоит доллар к рублю. Тут просто совпадут несколько факторов".
Эксперт не считает, что сейчас власти активно сдерживают рубль. Имеет место относительно неплохой баланс предложения валюты и спроса на неё, более того, в ближайшие дни и недели можно ожидать дальнейшего некоторого укрепления рубля. Возможно, до 85-88 рублей за доллар.
Не исключено, что при такой динамике доллар может дойти и до 80 рублей. Вопрос только в том, что будет ещё 2 месяца спустя, если будут падать цены на нефть: в таких условиях ничего другого, кроме как снижения рубля, ожидать не приходится.
С вероятностью 90% в 2024 году доллар будет менее резко колебаться по отношению к рублю, чем в 2023-м, считает экономист. Если в прошлом году диапазон составлял от 73 и выше 104 рублей, то в нынешнем разрыв существенно сузится: от минимальной отметки 80-85 до максимальной 105-110 в моменте. Роста в полтора раза уже не будет. В среднем годовой уровень будет в районе 90 рублей за доллар, считает Артём Голубев.

Когда станет легче

Летом можно ждать не только стабилизации, но и постепенного роста цены нефти, считает Артём Голубев. Примерно к осени она приблизительно вернётся на тот уровень, где находится сейчас, то есть к диапазону $70-80 — если, конечно, во второй половине года не забрезжит возможность рецессии в крупных странах, тогда цены могут снизиться ещё больше. А в США рецессия маловероятна.

Какой будет ключевая ставка в 2024 году

До лета ждать существенного снижения ключевой ставки не приходится, полагает Артём Голубев. Тем более вряд ли она будет снижена до марта: нет никакого смысла перед выборами опускать ставку на 0,5-1%, потому что это никак не повлияет на ситуацию. Ставка пойдёт на убыль, когда Центробанк увидит устойчивое снижение инфляции, — вероятно, лишь ближе к концу ll квартала, в лучшем случае в его середине.
Во втором полугодии значительно выше вероятность того, что если не на каждом заседании ЦБ, то на половине из четырёх-пяти заседаний регулятор ставку снизит. Максимально оптимистичный прогноз по ключевику на конец 2024 года — 10%. В более широком и реалистичном диапазоне — от 12 до 14%.