Оптовые цены на бензин в России заметно снизились

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

После пика топливного кризиса, пришедшегося на сентябрь, оптовые цены на бензин постепенно откатываются к уровню начала 2023 года.

К концу первой декады декабря 2023 года цены на нефтепродукты на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигли значений середины февраля 2023 года. Постепенное снижение индексов наблюдается с середины сентября, когда правительство временно ограничило экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива из России.
Так, оптовые цены на бензин Аи–92 на европейском базисе по итогам торгов 8 декабря остановились на отметке 41,6 тыс. рублей за тонну, что в 1,7 раза ниже рекордно высоких значений, наблюдавшихся в начале сентября. Биржевой индекс бензина Аи–95 относительно того же периода упал в 1,65 раза — до 46,3 тыс. рублей за тонну. Такой динамике способствует сезонный спад спроса. Соответственно, растёт объём торгов зимним дизельным топливом. По итогам сессии 2 октября объём сделок с зимним дизелем составил 8,2 тыс. тонн, а 7–8 декабря на бирже продавалось уже по 20,8–30 тыс. тонн топлива.
Пропорционально падает спрос на летний дизель — с 20,2 тыс. тонн в начале октября до 7,9 тыс. к концу первой полноценной недели декабря. Оптовая цена зимнего дизеля 8 декабря остановилась на отметке 69,2 тыс. рублей за тонну, летнего — 53,6 тыс. рублей за тонну.
От оптовых цен на нефтепродукты зависит маржинальность бизнеса независимых игроков топливного рынка. В период рекордных котировок они оказались в затруднительном положении. В текущей ситуации они могут спокойно работать "в плюс", но закупиться бензином впрок, чтобы защититься от рисков будущих ценовых скачков, у них вряд ли получится. Создать "стратегический запас", например, на год помешают недостаточная ёмкость хранилищ и высокая стоимость денег в текущей экономической обстановке, отмечает зампредседателя правления ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрий Гусев.
"Если бы был развит фьючерсный рынок, то можно было бы откупиться и захеджировать свои риски. Если в момент экспирации — исполнения контракта — топливо окажется дороже, то за счёт низкой цены фьючерса цена бы усреднилась", — поясняет эксперт.