Отмена НДФЛ для многодетных семей лишит Петербург почти 8 млрд рублей

Инициатива председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко об освобождении многодетных семей от уплаты НДФЛ может серьёзно повлиять на наполняемость региональных бюджетов.

Идея была высказана на парламентских слушаниях во время обсуждения предложения разработать программу индивидуального жилищного строительства малоэтажных домов "с учётом планировочных решений, ориентированных на многодетные семьи". Валентина Матвиенко предложила подумать над внедрением мер поддержки для дедушек и бабушек, занятых воспитанием и уходом за внуками, а также рассмотреть налоговые преференции для многодетных семей, в том числе — освободить их от НДФЛ.

Подушевая сегрегация

Согласно Налоговому кодексу, любые изменения в принципах уплаты налогов вступают в силу только с началом налогового периода, то есть всегда — с 1 января. Маловероятно, что парламентарии успеют за оставшиеся до начала 2024 года 1,5 месяца принять множество поправок в федеральное законодательство. Однако сигнал местным финансистам, отвечающим за доходы и расходы бюджетов, послан. И он не радостный.
Федеральный центр начал дискуссию о судьбе местных налогов не от лица представителей малочисленных партий или объединений. Инициатором введения налоговых льгот стала глава Совета Федерации. Значит, решение, с большей долей вероятности, будет принято, пусть и не в заявленном формате.
НДФЛ является федеральным налогом, но зачисляется в региональные и местные бюджеты. Например, он обеспечивает 39% всех доходов Петербурга. На текущий год бюджетом города запланировано поступление НДФЛ на 459 млрд рублей.
Если предположить, что какая–то категория плательщиков будет освобождена от уплаты, то, очевидно, доходная часть сократится. И тогда чиновникам придётся изыскивать ресурсы для компенсации потерь. Как уже писал "ДП", власти и так заняты повышением собираемости налогов. Только за счёт усиления контроля предполагается повысить сборы на 14%. Это означает тщательное сопоставление расходов и доходов граждан и доначисление им налогов к уплате. Как следствие, за льготы многодетным семьям придётся платить тем, кто получает доход от сдачи недвижимости в аренду, а также тем, у кого два и более источника дохода.
Впрочем, количество многодетных семей, несмотря на их ежегодный прирост, незначительно. По последним данным, поступившим из комитета по соцполитике Петербурга, на конец первого полугодия их было 54,6 тыс. Таким образом, если ориентироваться на среднемесячную номинальную заработную плату в городе (91,95 тыс. рублей) и при условии, что в семье один работающий родитель, то ежемесячно бюджет города будет недополучать порядка 653 млн рублей, что в годовом эквиваленте составит 7,8 млрд (или 1,7% от планируемых поступлений по НДФЛ со всех категорий налогоплательщиков). Чуть серьёзнее ситуация в бюджете Ленинградской области: недополученные доходы после отмены НДФЛ могут составить до 4% общего объёма поступлений НДФЛ (при 15 тыс. многодетных семей и начисленной зарплате 68,8 тыс. рублей).
Очевидно, что номинальная начисленная заработная плата не всегда совпадает с реальными доходами большей части населения, следовательно, недополученный доход бюджета нужно оценивать в гораздо меньшем объёме. И в контексте уже существующей финансовой нагрузки на бюджет для поддержки многодетных семей в виде субсидий и льгот.
Отмена НДФЛ в 13%, согласно оперативно проведённым многочисленным опросам, уже позитивно воспринята большинством жителей страны, и Петербурга в том числе. Прежде всего идея автоматически воспринимается как повышение зарплаты на сопоставимые 13%.
Однако законодатель может пойти по уже отработанному механизму. И, с большой долей вероятности, для обнуления ставки НДФЛ начнёт вводить критерии к доходу семьи, как это сейчас делается для оформления льгот и субсидий. Например, увязать отмену налога с совокупным доходом семьи из расчёта регионального прожиточного минимума или МРОТ. Первый с 1 января 2024 года в Петербурге будет увеличен на 8% (16,3 тыс. рублей), второй — на 18,5%, до 19,2 тыс. рублей.
Сейчас региональные субсидии для семей с детьми не полагаются, если доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума (для трёх человек доходы должны быть ниже 48 тыс. рублей, для пяти — 81,7 тыс.). То есть если в многодетной петербургской семье, состоящей из пяти человек, оба работающих родителя совокупно зарабатывают больше исчисленного дохода, то и льгота по НДФЛ им будет не положена. Аналогично законодатель может пойти и по пересмотру и отмене уже существующих льгот.

Попытка номер пять

Но сперва инициаторам налоговых преференций придётся разобраться с терминологией. Ситуация усложняется тем, что единого критерия о принципах многодетности семьи в стране не существует. В каждом регионе власти самостоятельно определяют это понятие. Например, в районах Крайнего Севера мать может считаться многодетной, если растит двух детей и имеет необходимый трудовой стаж. В других регионах многодетными считаются семьи с детьми в возрасте до 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях на очном отделении. В Петербурге семья теряет статус многодетной при достижении старшим из троих детей 18 лет.
У регионов есть собственные меры поддержки многодетных семей: от предоставления субсидий на приобретение земельного участка до бесплатного проезда на общественном транспорте или выплаты компенсаций по затратам на аренду дач. И средства, выделяемые на эти меры, уже гораздо более чувствительны для бюджетов. К слову, чиновники активно используют словосочетание "детский бюджет" при рассмотрении проектов основного городского.
На детей, например, в Петербурге приходится 28% общего объёма расходов. На 2024–2026 годы они составляют 1,13 трлн рублей (впрочем, "детский бюджет" учитывает затраты не столько на субсидии, сколько на строительство объектов инфраструктуры).
Идея косвенно повысить доходы отдельной категории граждан за счёт освобождения от уплаты одного из налогов не нова. В 2019 году баталии чиновников шли за отмену НДФЛ для всех малообеспеченных граждан. Прежде всего обсуждался порог дохода, ниже которого гражданин мог бы считаться таковым. Появился и термин "безналоговый минимум", который пытались привязать к МРОТ.
Высокие чиновники на тот момент всерьёз поддерживали инициативу, но дальше обсуждений процесс не пошёл. Взамен была повышена ставка по НДФЛ для лиц с совокупным доходом выше определённого объёма (стоит отметить, разницу в ставках стал забирать федеральный центр). Одновременно НДФЛ распространили и на доходы по банковским депозитам.
Отмена налога на доходы физических лиц для многодетных может убить сразу двух зайцев. Во–первых, увеличить уровень доходов этой группы граждан. Во–вторых, повысить мотивацию для поиска работы с белой зарплатой. Собственно, удержание НДФЛ с официальной зарплаты, особенно если она высокая, несколько демотивирует работника. В данной ситуации уже не будет никаких пояснений "за вычетом налога", так как уже к выплате будет полагаться вся обещанная и начисленная сумма. Как известно, государство планирует наполнять бюджет в том числе и штрафами с бизнеса. По всей видимости, если идея отмены НДФЛ для многодетных родителей будет оформлена в законопроект, то у фискальных органов как раз и появится больше заинтересованности применять механизм санкций за нарушения вместо предупреждений. Впрочем, работодателя отмена НДФЛ для отдельной категории его сотрудников никак не коснётся. Он "налоговый агент" по НДФЛ, то есть платит в бюджет не свои деньги, а те, что удержал у работника. И у последнего ещё больше мотивации работать "вбелую" из–за отчислений на будущую пенсию. И то, что сотрудника раньше останавливало, а именно высокий НДФЛ, перестанет быть проблемой. Таким образом, если видение структуры заработной платы у работника и работодателя разное, это может привести к оттоку кадров либо к обелению бизнеса.
Анатолий Романов
главный бухгалтер сети офисов юридического и бухгалтерского обслуживания бизнеса "Бизнес диалог"
Подобные инициативы возникают достаточно регулярно, но до конца они не доводятся. Нельзя просто так взять и отменить НДФЛ. Это балансовая система: если какие–то доходы вы вычёркиваете, то должны чётко понимать, за счёт чего эти потери вы компенсируете. Наиболее логичный вариант: мы снижаем или даже обнуляем ставку НДФЛ для тех, у кого невысокий доход. И затем мы всё компенсируем за счёт дополнительных доходов от расширения прогрессивной шкалы налогообложения. И дифференциации ставок для тех, кто зарабатывает существенно больше. Это шаги в двух направлениях: в одном месте урезаем, в другом, наоборот, прибавляем. Формально такое уже частично было сделано, когда была введена ставка НДФЛ 15% для зарабатывающих свыше 5 млн рублей в год. Чисто технически, если отменять НДФЛ для многодетных, нужно также обязательно учитывать их уровень располагаемого дохода. С одной стороны, может быть ситуация, когда их доход достаточно высокий, с другой — постараться не "обидеть" тех, кто не попадает в категорию многодетных, но также имеет невысокие доходы и по существу очень нуждается в льготе по НДФЛ. Первая реакция регионов в контексте инициативы будет, вероятно, положительной, вторая — связана с необходимостью компенсировать выпадающие доходы. В целом идея хорошая, но пока мы видим, что не вполне проработан механизм компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов.
Дмитрий Десятниченко
кандидат экономических наук, руководитель образовательной программы "Экономика" РАНХиГС Санкт–Петербург
Учитывая неоднократно озвученную национальную цель по улучшению демографических показателей нашей страны, инициативу освобождения многодетных семей от уплаты НДФЛ можно рассматривать как серьёзный шаг в её достижении — как в части стимулирования рождаемости, так и в части улучшения материальных условий семей с детьми. Укрупнённо и обобщённо дополнительную нагрузку на бюджет Петербурга возможно оценить следующим образом: если для расчёта использовать медианную заработную плату по городу, то средний доход многодетной семьи с двумя работающими родителями до налогообложения можно оценить в сумме порядка 130 тыс. рублей в месяц. Из этой суммы величина подоходного налога в размере 13% составит 16,9 тыс. Умножив на 12 месяцев и на 54 тыс. семей, мы получим приблизительно сумму в размере 11 млрд рублей. В относительном измерении это не более 3% всех поступлений в бюджет Петербурга от НДФЛ. Можно уверенно констатировать, что нагрузка на петербургский бюджет в таком объёме является приемлемой. Вместе с этим нужно учитывать, какое существенное стимулирующее воздействие предлагаемая льгота может иметь не только в перспективном экономическом, но и в социальном спектре, способствуя тем самым улучшению демографической ситуации как в нашем городе, так и в стране в целом.
Дмитрий Панов
председатель петербургского отделения "Деловой России", депутат ЗакСа Петербурга