Активный тренд: как меняется фитнес-индустрия вслед за клиентом

Автор фото: Freepik.com

Тому много причин — но фитнес в последнее время приобретает в популярности, гласит статистика. С другой стороны, запросы и требования клиента меняются. Как это влияет на индустрию, какие залы и направления будут максимально востребованы в ближайшем будущем — "ДП" узнал у экспертов.

В 2023 году ожидается рост рынка "несмотря ни на что", уверен Максим Боровиков, руководитель исследовательской компании FitnessData. "Прошедший год был сложным для многих видов бизнеса в России, однако с точки зрения клиентской базы для фитнеса всё сложилось наилучшим образом. Лишённые привычных развлечений (кино, зарубежный отпуск, часть зарубежных брендов), россияне довольно активно приобретали клубные карты и не слишком негативно реагировали на повышение цен: всё это позволило отрасли довольно быстро восстановиться после всех потрясений 2022 года и выйти на новый уровень — по итогам 2023 года мы ожидаем, что рынок преодолеет отметку в 200 млрд рублей", — прогнозирует эксперт.
Национальное фитнес-сообщество провело исследование, опросив более 9 тыс. человек, и выяснило: в реалиях нового мира изменились мотивы россиян к занятиям физкультурой и спортом, рассказывает президент организации Елена Силина.
Теперь главным стимулом для 75,3% посетителей фитнес-клубов стало развитие физических качеств, укрепление иммунной системы и здоровья в целом. С большим отрывом на втором месте такой мотив, как желание улучшить внешний вид, — 24,7%. Соответственно, для 3/4 посетителей целью стало укрепление здоровья и желание иметь хорошую физическую форму. А задача про "рельеф тела и красоту" ушла на второй план — за неё лишь 1/4 опрошенных", — поделилась она результатами исследования.
Вера Попретинская, управляющая залом BackStage CrossFit, также подтверждает, что произошло "смещение приоритетов с "фитнесняш" и диет на одном яблоке на здоровье", трансформируется сама культура фитнеса. Однако зачастую оно происходит уже в процессе занятий. В первую очередь клиенты свои тренировочные цели описывают с привязкой к внешнему виду и физическим показателям (под влиянием социума), а в процессе понимают, что первичны другие задачи: общение с членами спортивного комьюнити, ресурсное состояние, баланс работы и личной жизни, поясняет собеседница "ДП".
Отсюда проистекают и другие актуальные тенденции. "Всё циклично: какое-то время в тренде были большие спортзалы, потом студии на пять человек, сейчас снова акцент на персонализацию — и новые направления, связанные с функционалом человеческого тела, его возможностями: кроссфит, триатлон, включение в тренировки упражнений из разных видов спорта, миофасциальный релиз для восстановления", — говорит Вера Попретинская.
При этом, по мнению эксперта, сегодня индустрия спорта стала больше внимания уделять брендингу — благодаря чему в глазах потребителя выглядит эстетически более привлекательно. Это тоже становится одним из "магнитов", повышающих интерес к регулярным занятиям в залах.

Идеальное состояние

Эксперты говорят, что во многом на смену целеполагания и фокуса потребителей фитнес-услуг повлияла пандемия. Людям стало важнее то, как они себя чувствуют, их психическое состояние, чем то, как выглядят. Здоровое тело стало одним из инструментов поддержания ментального благополучия. Это нивелирует напряжённую гонку "за цифрами" на весах, измерительных лентах и т.д. А взамен даёт большее удовольствие от самих занятий, силы, чтобы справляться с внешними вызовами, умение управлять уровнем стресса.
Пожалуй, это одна из причин того, что падает потребительский интерес к онлайн- и домашним тренировкам. Так, по данным ежегодного исследования ACSM’s Health & Fitness Journal, которое определяет мировые тенденции в области фитнеса и медицины, онлайн-занятия в реальном времени и по запросу занимали первую строчку рейтинга в 2021 году, но опустились до №21 в 2023 году. Домашние тренажёрные залы потеряли 11 пунктов — и заняли в текущем году 13-ю позицию в списке. В топ-5 данного рейтинга вошли: портативные фитнес-устройства, силовые тренировки со свободным отягощением, упражнения с собственным весом, программы для пожилых людей, функциональный фитнес (для улучшения баланса, координации, силы и выносливости, которые улучшают повседневную жизнедеятельность). Интересно, что на шестую позицию вышли занятия на свежем воздухе. Этот тренд фитнес-индустрия уже давно взяла на заметку — расширяя перечень мероприятий и программ для клиента.
Нельзя сказать, что это появилось лишь сейчас. Мы всегда выходили за пределы зала: участвовали в городских фестивалях, организовывали соревнования и ивенты не только для клиентов зала, но и для всех желающих, — рассказывает управляющая залом BackStage CrossFit. — В этом году, как и в прошлом, продолжили практику открытых летних тренировок в городских мультиспейсах и общественных культурно-деловых пространствах: "Двор Гостинки", "Севкабель Порт". Также продолжили практику кэмпов: в прошлом году ездили во Владикавказ, в этом — в Казань. Клиентам интересно вовлекаться в такие проекты, так как их привлекают активности, не привязанные только к локации зала".
Автор: фото предоставлено пресс-службой BackStage CrossFit
Такая диверсификация позволяет не только повысить лояльность клиентов, но и поддержать спрос на услуги, говорят эксперты отрасли. Поэтому с каждым годом в списке предложений появляются как новые географические направления, так и нестандартные форматы. Это расширяет диапазон выбора, что также позитивно сказывается на коммуникации. "Клиентам важно погрузиться в мир йоги или экстрима, провести время в лесу или на берегу моря, вдалеке от шума города и цивилизации. Фитнес-туры стали популярны в любое время года. Для каждого такого тура готовится своя программа с акцентом на те или иные виды спортивной активности — от бега и плавания до йоги и горных лыж", — говорит Елена Силина.
Она также замечает, что сейчас игроки рынка будут делать ставки на кастомизацию, тем самым повышая ценность услуг и предоставляя расширенное наполнение разнообразными дополнительными опциями — к карте или абонементу клиента. "Будет возрастать популярность агрегаторов и сервисов с новыми решениями, которые позволяют свободно выбрать любой клуб для тренировки "здесь и сейчас" — буквально в два клика", — уверена эксперт.
При этом сегодня фитнес замыкает тройку лидеров среди наиболее популярных и доступных видов занятий, следует из данных исследования, проведённого ЦСП "Платформа" и министерством спорта РФ. Его предпочитают 14%. На втором месте с 16% плавание, а на первом ходьба и бег, получившие 24% голосов респондентов. И большой потенциал для развития фитнес-индустрия получает благодаря тому, что растёт именно вовлечённость заинтересованной аудитории.

Больше возможностей

"В 2021-2022 гг. с точки зрения посещаемости на одного клиента мы видели цифры ниже, чем в 2019 году. Понятно почему — COVID-19, а затем геополитические причины и их последствия. По итогам 2023 года мы ожидаем, что посещаемость должна превзойти значения 2019 года — в среднем на клиента в России будет приходиться больше 60 посещений в год (средняя температура по больнице, но надо как-то отразить среднюю посещаемость)", — говорит Максим Боровиков, руководитель исследовательской компании FitnessData.
Параллельно с этим эксперт отмечает, что аудитория фитнес-объектов в стране становится старше. В связи с чем он обозначает ещё ряд трендов на будущее. "Средний возраст клиента в фитнес-индустрии с 2019 года вырос на 1 год и составил 37 лет. Дальше ситуация будет двигаться по этому же тренду — средний возраст клиента неизбежно будет увеличиваться, а значит, в долгосрочной перспективе наиболее интересными направлениями являются "мягкий фитнес": йога, пилатес, лечебно-оздоровительное направление и т. п.", — перечисляет Максим Боровиков.
Автор: Freepik.com
И ещё один вектор развития, заданный изменениями, — коллаборация фитнес-отрасли с медициной, замечает Елена Силина. "Появилась потребность в восстановительных программах, чтобы вернуть клиента в нормальный тренировочный процесс", — добавляет она.
Также эксперты сегодня отмечают высокую активность игроков рынка в части аренды свободных площадей в ТРЦ, где фитнес-залы становятся важным элементом генерации трафика. "У людей низкая мотивация далеко ездить на спорт — это не тенденция последних лет, так было всегда. Здорово, что сейчас физическая активность становится нормой жизни и появляется всё больше мест притяжения, фитнес становится доступным и появляется везде. Потребитель может выбрать, что ему ближе — формат, локация, авторская программа или интересное спецпредложение от клуба", — говорит Вера Попретинская.
При этом зал BackStage CrossFit является специализированным отдельно построенным помещением. Пространство открылось до того, как вокруг появились новые ЖК: Skandi Club, "Ботаника" и другие, отмечает Вера Попретинская. "Люди выбирали район с уже организованной инфраструктурой — в том числе возможностями для занятий спортом. Часть наших постоянных клиентов действительно живёт поблизости, а часть работает рядом", — поясняет эксперт.
Вместе с ростом интереса населения к собственному здоровью и, как следствие, занятиям спортом мы наблюдаем стремление девелоперов удовлетворить эту потребность за счёт включения спортивной инфраструктуры в состав жилых комплексов, — отмечает ещё ряд трендов Алия Ханбекова, руководитель отдела элитной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге. — Если говорить про жильё высокого класса, наиболее распространённый формат подобной инфраструктуры — это фитнес-клубы, доступные только резидентам дома, или оборудованные залы для занятий спортом самостоятельно или с приглашённым тренером. В жилых комплексах массового спроса спортивная составляющая чаще всего включается в проекты благоустройства дворовых территорий. За последние годы неотъемлемыми атрибутами благоустройства дворов стали зоны для воркаута, площадки для командных игр, столы для настольного тенниса и пр.".
Максим Боровиков замечает, что сегодня наблюдается ускоренный рост числа фитнес-студий (площадью в среднем около 100 м2), ориентированных преимущественно на групповые тренировки) — в этом году откроется около 400-450 таких объектов по всей России. И Петербург здесь не исключение. Относительно форматов зарождающимся трендом являются небольшие фитнес-клубы у дома, часто полностью автоматизированные, говорит собеседник "ДП". Впрочем, абсолютный уход от живого взаимодействия отрасли не грозит, уверены эксперты.

Технологичный спорт

"С 2020 года сильно ускорилось развитие онлайн-сегмента и цифровых сервисов. Если в период локдауна из-за пандемии коронавируса клубы проводили открытые тренировки через соцсети для того, чтобы сохранить клиентскую лояльность, то со временем эти услуги "вжились" в продуктовую линейку фитнес-клубов и стали гибридными, то есть совмещают форматы онлайн и офлайн. В среднем около 20% фитнес-клубов в России сейчас используют различные цифровые продукты, приложения и сервисы. Оптимизация расходной части и выстраивание оптимальных моделей клиентоцентричности способствовали развитию разнообразных автоматизированных систем и сервисов", — комментирует ситуацию президент Национального фитнес-сообщества.
Елена Силина также перечислила форматы, которые появились на рынке в последние годы: некоторые сети продвигают концепцию цифрового клуба со сканером объёмно-пространственной формы лица человека, электронными ключами для раздевалок и сейфовых ячеек. "В этом формате нет сотрудников, кроме инструкторов, приезжающих к конкретным клиентам по электронной записи. В том числе в процессе тренировки используются виртуальные консультации", — пояснила она.
"Технологизация и цифровизации полезны и важны для бизнеса, удобны для клиентов, но ковидные времена позади и люди тянутся к офлайн во всём. Поэтому индустрия движется в сторону человеческого, персонализированного подхода, где технические аспекты берёт на себя "машина", — отмечает Вера Попретинская. — По той же причине высоким спросом пользуются различные ивенты, предлагаемые сегодня фитнес-индустрией. Спорт — не роскошь, а естественная потребность и норма жизни. Цифровизация упрощает путь клиента и делает удобнее работу зала — сайт, приложение, онлайн-запись на тренировки, отслеживание прогресса".
Автор: фото предоставлено пресс-службой BackStage CrossFit
Цифровые решения будут активно внедряться игроками отрасли, уверен Максим Боровиков.
Фиджитал — совмещение диджитал-технологий и физического пространства — явный тренд, часть клубов уже используют всевозможные решения, которые помогают это направление развивать. Замена тренеров приложениями с Computer Vision + Artificial intelligence пока не грозит рынку: недавние исследования Стэнфордского университета демонстрируют, что люди, использующие связку приложения с ИИ + тренер, худеют на 74% эффективнее, чем люди, которые использовали только приложения с ИИ. Эмпатия человека, готовность мотивировать и нестандартные подходы, на которые пока не способен ИИ, не позволят приложениям заменить человека в ближайшее время", — считает руководитель исследовательской компании FitnessData.
Людям нравится общение: как с тренером, так и между собой — комьюнити является основополагающим элементом для многих игроков, нацеленных на постоянное развитие и увеличение своей доли на рынке, уверена Вера Попретинская. Сегодня в фитнес-индустрии время мультиформатного предложения, омниканальности, персонализации, клиентоцентричности и грамотной маркетинговой стратегии, — резюмирует эксперт.