Проект музея трамваев на Васильевском острове прошёл первые согласования

Автор фото: "Деловой Петербург"
Презентация проекта музея трамваев на Васильевском острове для членов петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Проект музея трамваев на Васильевском острове, разрабатываемый "Студией 44" Никиты Явейна по заказу ГУП "Горэлектротранс", получил одобрение петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Президиум организации рассмотрел его в среду, 27 сентября, при участии заказчика, проектировщика и главы КГИОП Сергея Макарова. Как писал "Деловой Петербург", год назад "Горэлектротранс" представил проект создания современного музея на площадке трамвайного парка №3 на Среднем проспекте В.О., 77. Его показали на ПМЭФ. Сегодня вовсю идёт проектирование, сдать проект в экспертизу планируется весной следующего года, рассказал Никита Явейн.
Проектом предполагается сохранение трёх зданий-памятников ("вагонные сараи", признанные объектами культурного наследия регионального значения) и здания поликлиники постройки советских времён, где работал блокадный госпиталь, а также восстановление плохо сохранившейся трубы. Инженерные коммуникации будут убирать в подвальную часть, чтобы оставить пространство первого этажа для музея, в составе которого заявлены: историческая экспозиция, блокадная зона, ремонтная часть, общественное пространство, детская обучающая зона и так далее.
Предполагается, что на площадке будут работать две трамвайные линии (общая и детской трамвайной дороги), также от музея будут следовать туристические маршруты. Теме блокады планируется уделить большое внимание. "Не удалось сделать большой блокадный музей, так (сделаем. — Ред.) хоть что-то", — прокомментировал в беседе с "Деловым Петербургом" Никита Явейн.
Напомним, что в 2017 году "Студия 44" выиграла городской конкурс на новое здание Музея обороны и блокады Ленинграда, но её проект оставили на бумаге.
Проект музея трамваев, безусловно, напоминает Музей железных дорог, созданный РЖД при участии "Студии 44" на площадке при Балтийском вокзале. Впрочем, новый объект будет гораздо более наглядным. Реализовывать смелую идею должны за счёт бюджета. Смета и сроки пока не называются — всё будет зависеть от итогов проектных работ и финансирования.
Территорию трамвайного парка неоднократно хотели застроить. Одной из последних проект редевелопмента под музейно-гостиничный комплекс предлагала компания GloraX. "Теперь есть реальная надежда на завершение этой тридцатилетней эпопеи. Очень много было посягательств на застройку, но их удавалось отбивать", — заявила Маргарита Штиглиц, доктор архитектуры, профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
"Это первый за долгие годы проект, направленный на сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории трампарка, а не на их разрушение и последующую застройку территории жильём или коммерческими зданиями, — отметил председатель петербургского ВООПИиК Антон Иванов. — В представленном проекте большое внимание уделено реставрации и воссозданию, используются очень тактичные решения по приспособлению. Особо хочется отметить, что речь идёт о музейной функции с хорошо проработанной концепцией и создании нового городского пространства. Это оптимальный вариант как для самого памятника, так и для города".
Предлагаемые архитекторами вмешательства минимальны, они направлены исключительно на грамотную организацию пространства и площадей, добавил он.