"Верные друзья" петербургского банка вернулись из кипрских офшоров в Россию

Автор фото: ТАСС
Офшоры больше не защищают российский бизнес от чрезмерного внимания
Менеджмент банка "Санкт–Петербург", владевший через кипрские офшоры пакетом в 26%, переоформил собственность в российскую юрисдикцию.
Пакет принадлежал ООО "УК “Верные друзья”". До июня 2023 года его учредителями выступали четыре кипрских офшора. Доли владения между ними были распределены неравномерно: по 26,58% у трёх из них, 19,95% — у четвёртого. Каждым из них в свою очередь владел ещё один офшор. И уже конечными владельцами каждого являлись действующие и бывшие топ–менеджеры банка, а также дочь мажоритарного акционера Оксана Савельева. Трое из них (Кристина Миронова и Павел Филимонёнок, которые на февраль 2022 года занимали должности первых зампредов банка, а также бывший зампред Владимир Реутов) перевели форму владения в российскую юрисдикцию. Подобная структура позволяет им косвенно владеть по 7% банка. Савельева пока сохраняет владение 5% через Easysmile Services Limited.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Миронова зарегистрировала по адресу бизнес–центра банка на Малоохтинском ООО "Айза", которое учредило ООО "Дженни". Реутов стал владеть банком последовательно через ООО "Талай" и "Валдай", Филимонёнок — через "Аян" и "Леон".
По сути в структуре владения ООО ничего не изменилось: конечными владельцами остались те же лица, что и владели офшорами. Вероятно, необходимость переоформить юрисдикцию владения с недружественного Кипра на российскую появилась после включения банка в санкционные списки в феврале 2023 года. Это могло затруднить выплату и получение дивидендов.
При прежней структуре владения банк не раскрывал имя миноритарного владельца доли 0,31% в ООО. Теперь, если предположить, что состав учредителей не изменился, из выписки ЕГРЮЛ следует, что им был Алексей Малеев, занимающий должность генерального директора общества. Он также получил по 0,1% в каждом из шести новых юрлиц.
По данным "Контур.Фокус", штатная численность ООО состоит из одного сотрудника. В 2022 году компания выплатила своим учредителям дивиденды на сумму 1,3 млрд рублей, в 2021–м — 0,7 млрд, что соответствует размеру объявленных выплат акционерам банка (по 11,8 и 4,6 рубля на акцию соответственно). В мае 2023 года "Санкт–Петербург" выплатил акционерам по 21,16 рубля на одну акцию, таким образом, УК "Верные друзья" должна получить порядка 2,5 млрд рублей.
"На мой взгляд, так или иначе перерегистрация связана с санкциями и контрсанкциями. С одной стороны, на ситуацию могут давить иностранные провайдеры и банки, которые боятся или на самом деле не могут работать со связанными с подсанкционными лицами компаниями и людьми, — отмечает Елена Менде, партнёр коллегии адвокатов “Смоленка 33”. — С другой стороны, хотя контрсанкционное законодательство и позволяет избежать согласования в правительственной комиссии сделок с долями и акциями российских компаний, заключаемых недружественными нерезидентами при условии, что у такого нерезидента раскрыт российский бенефициар, но гарантий, что такой подход сохранится, никто дать не может". По её словам, нужно отметить и риски блокирования денежных средств в иностранных банках в случае выплаты дивидендов. "Более разумно вывести владение полностью в Россию", — резюмирует Менде.
В I квартале 2023 года банк "Санкт–Петербург" получил 14,6 млрд рублей чистой прибыли по МСФО. По итогам 2021 года занимал 17–е место по размеру активов в РФ (795 млрд).