Хуже пандемии: розничный лизинг впервые ушёл в минус

Автор фото: Ермохин Сергей

После многолетнего роста розничный лизинг по итогам 2022 года впервые показал отрицательную динамику. Однако участники рынка настроены оптимистично, делая ставку на малый и средний бизнес.

По оценке агентства "Эксперт РА", общероссийский объём нового бизнеса (предоставленное финансирование по лизинговым контрактам) в 2022 году сократился на 13% относительно 2021–го. Осторожный прогноз на 2023 год — прирост на 10%.

Неутешительный итог

Минувший год был сложным, отмечают участники рынка. Вместе с тем преимуществами воспользовались крупные компании как с госучастием в капитале, так и связанные с кредитными организациями. Так, по данным "Эксперт РА", долю на рынке "околобанковские" группы нарастили за год сразу на 10 процентных пунктов (п. п.), до 62%, что привело к ещё большему повышению концентрации рынка. Топ–10 компаний уже контролируют 75% рынка. Это исторический максимум.
"Текущая ситуация, обострившая проблему дефицита предметов лизинга, отразилась на рынке негативнее, чем пандемия 2020 года. Тогда объём нового бизнеса снизился всего на 5%, — отмечается в исследовании “Эксперт РА”. — Сжатие корпоративных сегментов составило 31%, в то время как розничные сократились только на 8%".
В корпоративном направлении (к нему в лизинге относят железнодорожный, авиационный и водный транспорт) рынок опустился до минимального за последние 6 лет уровня — 354 млрд рублей. Розничный (всё остальное), напротив, несмотря на прошлогоднее снижение, на шестилетнем отрезке показал 4–кратный прирост, до 1,6 трлн рублей.
Объёмы корпоративного лизинга оказались под влиянием санкций на отрасль воздушных и водных перевозок. Так, в авиализинге рынок сократился на 61%, а в сегменте морских и речных судов — на 46%.
В розничных сегментах падение произошло по легковым автомобилям (–27%). При этом поставки из Китая поддержали сегмент грузовиков, объём которого вырос на 11%. В целом, несмотря на снижение объёма автолизинга на 7%, его доля с 2019 года показывает стабильный рост и по итогам 2022–го увеличилась на 2 п. п., до 49%.
Число лизингополучателей у компаний, входящих в топ–20 рынка, выросло на 10%, в то время как клиентская база небольших региональных лизингодателей сократилась в среднем на 6%. Схожая ситуация отмечается и в банковском кредитовании малого и среднего бизнеса, который мигрирует в крупные банки. На топ–30 кредитных организаций на начало 2023 года приходится 90% портфеля кредитов малому и среднему бизнесу против 86% годом ранее.
Сократилось и количество заключаемых договоров: их общее число впервые с 2015 года снизилось примерно на 340 тыс. Это на 20% ниже, чем в 2021 году. Но второй год подряд растёт средняя сумма сделки. Помимо инфляционной составляющей это связано с подорожанием предметов лизинга из–за усиления дефицита техники.
Падение объёмов бизнеса существенно не повлияло на динамику лизинговых портфелей (текущая задолженность по контрактам). Так, по итогам 2022 года совокупный портфель показал робкий прирост на 5%, до 6,75 трлн рублей, против 25% в 2021–м и 6% в ковидном 2020–м.
"Формальное снижение год к году вызвано падением объёмов нового бизнеса, досрочным расторжением ряда крупных сделок, переформатированием договоров лизинга самолётов и водных судов в другие виды финансирования", — полагают специалисты "Эксперт РА". Компании активнее стали финансировать сделки в сегментах грузового транспорта и строительной техники (их доли в совокупном портфеле выросли на 5 п. п., до 18%, и на 2 п. п., до 9%, соответственно).

Локальный прогноз

По данным анкетирования 78 компаний агентством "Эксперт РА", объём нового бизнеса лизинга в Петербурге по итогам 2022 года по сравнению с 2021–м сократился на 24%, или на 47 млрд, до 147 млрд рублей. Впрочем, такое падение можно считать техническим. В минувшем году от участия в рэнкинге отказался "ПСБ лизинг" (связанный с одноимённым опорным банком по гособоронзаказу). В 2021 году он показал объёмы финансирования нового бизнеса в городе на 41 млрд рублей. Если предположить, что в 2022 году его результаты сопоставимы с итогами 2021–го, тогда падение местного рынка можно было бы оценить всего в 3%.
"Петербург, как и другие города СЗФО, оказался в более сложных условиях относительно других регионов. Объём морских и транспортных перевозок сильно сократился. Одна из значимых для региона лесная отрасль также пострадала, — рассуждает Дмитрий Асадов, руководитель северо–западного дивизиона продаж ГК “Альфа–Лизинг”. — Отвечая на вопрос, что нужнее и что будет поддержано лизинговыми игроками в 2023 году, я бы выделил такие направления, как строительство жилых и нежилых зданий, инфраструктуры, такси и аренда автомобилей".
"В нашем городе присутствует достаточное количество лизинговых компаний, которые способны удовлетворить различные аппетиты бизнеса, — говорит Евгений Марков, руководитель отдела развития ЛК “Роделен”. — Участниками рынка будет поддерживаться та отрасль, которая нуждается в развитии и обновлении. Лизинг не задаёт вектор развития, а является лишь инструментом, который помогает отрасли расти".
По его словам, если по итогам 2022 года компания увеличила долю продаж лизинга недвижимости, медицинской и строительной техники, то в трендах на 2023 год ожидается похожая картина при усилении позиций в телекоме и нефтегазовом секторе.
"Эксперт РА" в своём базовом сценарии на 2023 год прогнозирует умеренный рост нового бизнеса лизинга в пределах 10% (на 2022 год агентство прогнозов не давало). Драйвером должны стать розничные сегменты, востребованные малым и средним бизнесом. Доля МСБ в структуре нового бизнеса стабильно растёт с 2018–го и по итогам минувшего года достигла максимального за всю историю уровня 71%.
Вместе с тем сами участники рынка планируют результаты на текущий год с гораздо большим диапазоном. Так, половина опрошенных крупнейших игроков (топ–40 рэнкинга "Эксперт РА") предполагают, что рынок покажет прирост более чем на 25%, остальные ожидают темпов на уровне 15–25%.
Треть средних компаний (40–80–е места) считают, что рынок покажет динамику 5 –15%. Небольшие компании настроены пессимистично: они закладывают рост бизнеса в пределах 5%.
Этот год будет показательным, так как минувший прошёл под знаком трансформации логистики, цепочек продаж, поиска новых поставщиков. Ожидаем повышенный спрос на строительную, автодорожную и спецтехнику, грузовой и железнодорожный транспорт. Я полагаю, что Петербургу, как и другим регионам России, требуется обновление производственных фондов, городского пассажирского транспорта, основных фондов социальных объектов — детских садов, школ, медицинских учреждений, ЖКХ и прочего. Это колоссальная работа, требующая соответствующих инвестиций. И тут лизинг совместно с государством может значительно ускорить процессы.
Максим Калинкин
вице–президент Газпромбанка, генеральный директор группы "Газпромбанк Лизинг"
Процесс замещения ушедших из России брендов только начался. Сейчас на рынке появляется ряд новых наименований, но процесс переориентации на Азию и Ближний Восток продолжится и в 2023 году. Для МСП лизинг — крайне эффективный инструмент обновления средств. В рознице, учитывая тренды прошлых лет и прогнозы на перспективу, лизинг будет только развиваться и набирать популярность. Драйверы — проекты в первую очередь в части строительства дорог, жилья, развития инфраструктуры, городской среды. Подрядчики, нуждающиеся в дорожной, строительной, грузовой и прочей технике, будут обеспечены фронтом работ.
Руслан Моллаев
региональный директор по СЗФО "Интерлизинг"