Петербург отстал в развитии инфраструктуры для электрокаров

Автор фото: Электромобиль Evolute i-Pro.

Этой осенью в России впервые запустили производство электрокаров. Готовы ли Петербург и Ленобласть к развитию этого сегмента?

За 10 месяцев 2022 года в России было продано 2090 электрокаров, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Если суммировать планы, объявленные производителями и продавцами электромобилей в России, то в 2023 году этот сегмент рынка должен увеличиться с текущих 2–3 тыс. примерно в 10 раз.
Интересно, что весь российский авторынок в этом году показывает падение (в проданных штуках), а вот в сегменте электрокаров наблюдается рост, отмечает глава "Автостата" Сергей Целиков. В целом, по его оценке, в стране произошёл настоящий "тектонический сдвиг": "корейцы" и "европейцы" максимально быстро сдали позиции, а наращивают своё присутствие на рынке китайские автобренды.
"Глобальный мир пошёл в “электро”, и нам деваться некуда. Мы тоже туда придём", — говорит эксперт.
В сентябре 2022 года началось производство электромобилей Evolute на заводе "Моторинвест" в Липецкой области (раньше это предприятие выпускало Changan и Great Wall). По сути это российская автомобильная марка, под которой будут продавать китайский Dongfeng. Сейчас стартовал выпуск седана i–Pro (он же Aeolus E70), впоследствии на конвейер также встанет кроссовер i–Joy, купе i–Jet и минивэн i–Van.
"Моторинвест" уже заявил о планах выпускать более 100 тыс. электроавтомобилей в год. Для сравнения: такие же производственные мощности были у петербургских автозаводов Toyota и Nissan (сейчас первый закрыт, а второй национализирован). Первый покупатель на электрокары российской сборки уже есть: о планах закупить Evolute сообщило ПАО "РусГидро".
Другие производители также заявили о планах серийного выпуска электрокаров в России. Так, "Москвич" поставит на конвейер "Москвич 3e" до конца 2022 года. Это копия электромобиля Jac iEVS4 с мотором мощностью 68 л. с. При этом приоритетом предприятия станет производство электромобилей на собственной платформе с постепенным повышением уровня локализации, подчеркнул в конце ноября вице–премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
С 2025 года автозавод планирует начать серийный выпуск российского электромобиля собственной разработки, а важнейшие узлы и компоненты будут отечественными. До конца этого года автозавод планирует выпустить 200 электромобилей, в 2023–м — уже 10 тыс. В 2023 году планируется представить функциональный прототип и российского электромобиля "Атом", а запустить его продажи — в 2025 году, рассказал исполнительный директор стартапа АО "Кама" Харальд Грюбель. Вероятно, производство начнётся на бывшем заводе Ford в Набережных Челнах, а штамповку деталей отдадут турецкому предприятию Coskunoz в Елабуге.
Как сообщалось, "Кама" также предварительно договорилась с "Росатомом" о поставке аккумуляторов. Их выпуск планируется наладить на будущем заводе на территории Балтийской АЭС в Калининградской области с 2026 года.
Скептики указывают, что за минувшие десятилетия у России не получилось создать глубокую локализацию производства автомобиля с бензиновым мотором. Поэтому, как только импортные поставки прекратились, все иностранные автозаводы в нашей стране встали.
"Почему вдруг получится сделать электромобиль? Или речь идёт о том, что раньше брали коробочные технологии у европейских и американских брендов, а теперь — у китайских?" — говорят они.
Участники рынка также отмечают: даже с учётом сборки в России цену на электрокары нельзя назвать низкой. Так, по сообщениям СМИ, рыночная стоимость Evolute i–Pro на рынке составит около 2,9 млн рублей, i–Joy — 3,5 млн.
Государство уже готово стимулировать российское производство электрокаров даже в режиме крупноузловой сборки. Напомним: в рамках федеральной программы Минпромторга, запущенной в июле 2022 года, можно купить электрокар с повышенной скидкой 35% (но не более 925 тыс. рублей). Правда, пока это условие распространяется только на липецкий Evolute.
Добавим, что автопром Петербурга пока не выказывал никаких намерений производить элекрокары. Хотя больше 10 лет назад именно здесь был заявлен проект строительства завода "Ё–авто". При этом сразу несколько местных промышленников уже сообщили, что готовы серийно выпускать ЭЗС из отечественных компонентов.

Развивая инфраструктуру

На данный момент Ленобласть уже обошла Санкт–Петербург по количеству "медленных" зарядных станций для электромобилей. Это следует из данных, которые представил руководитель управления по транспорту фонда "Сколково" Кирилл Жанайдаров на конференции "IT–революция в автобизнесе 2022".
По таким станциям в лидерах в России сегодня Московская область (где их действует 630), за которой следуют Москва (360) и Краснодарский край (220). Ленинградская область занимает шестую строчку (101), а Санкт–Петербург — 9–ю (87), сказал Кирилл Жанайдаров со ссылкой на данные базы 2chargers.net.
"Быстрых" же станций (мощностью от 50 кВт) больше всего в Москве (68), Красноярском крае (51) и Приморском крае (45). В этом сегменте Петербург занимает четвёртую сточку (43).
"Всего в мире сегодня действует порядка 8,5 млн ЭЗС. Есть определённый лидер — Китай, где, по данным на июнь 2022 года, было 4 млн зарядных станций. Вдумайтесь только в эту цифру. В России же общее количество — 4367, превалируют “медленные” заправки", — отметил эксперт.
Добавим, у мэрии Москвы есть своя программа, в рамках которой в столице планируется создать 600 ЭЗС к 2023 году. В Санкт–Петербурге о таких масштабных планах не сообщали. Некоторые время назад у Смольного были планы создать в городе 95 ЭЗС к 2023 году. Какое–то время существовал также проект электрокаршеринга: для его развития хотели установить в городе почти 4 тыс. ЭЗС вместе с "ВТБ Факторинг", "Ленэнерго", "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" и дилерской автогруппой "Авилон". Но он не был реализован.
В планах федеральных властей — значительно нарастить инфраструктуру, увеличив общее число ЭЗС в стране до 2900 "быстрых" и 9400 "медленных" станций до 2024 года. Во время второго этапа, до 2030–го, должно появиться 72 тыс. "быстрых" и 28 тыс. "медленных" ЭЗС.
В декабре 2021 года премьер–министр России Михаил Мишустин подписал постановление правительства, которым утверждён список территорий и дорог для пилотного проекта по созданию инфраструктуры для электрокаров. Его участником стала трасса М4 "Дон", а также 12 регионов страны, в число которых включена и Ленобласть. В рамках господдержки планируется в 2022 году направить 1,37 млрд рублей на создание 493 ЭЗС, то есть примерно по 2,76 млн субсидий на каждую. Проводить этот эксперимент планируется до 2024 года.
По оценке чиновников, к 2030 году электрокары займут до 15% российского автомобильного рынка. Пока этот показатель значительно ниже, хотя спрос на них в стране растёт. По данным "Автостата", в 2021 году российский рынок электрокаров вырос в 3,1 раза к предыдущему году и достиг 2254 единиц. Самыми популярными в прошлом году стали модели премиум– класса, в том числе Porsche Taycan (продали 581 шт.), Tesla Model (432) и Audi e–tron (387). Спрос на более доступный по цене Nissan Leaf в 2021 году составил 131 единицу.
После запуска российского производства "электричек" спрос на них увеличился. Так, в октябре 2022–го сегмент этого рынка вырос на 59% и составил 286 штук. Самые продаваемые модели — опять же высокого ценового сегмента: Tesla, Volkswagen и Audi (более подробно см. инфографику). По итогам октября доля электрокаров на рынке новых легковых автомобилей в стране составила 0,66% (0,15% в октябре 2021–го).
Основными интересантами электромобилей российской сборки эксперты называют компании таксопарков, каршеринга, энергетики. Добавим, что в Минприроды тоже сообщили, что с 2023 года сотрудники центрального аппарата пересядут на липецкий Evolute i–Pro. Как отмечают эксперты, новые и недешёвые электромобили сегодня покупают жители мегаполисов, где есть инфраструктура, а также состоятельные владельцы загородных домов, у которых есть возможность заряжать такой автомобиль. А недорогие подержанные машины пока по–прежнему берут в Приморье и других регионах Дальнего Востока.