Гнутся шведы: нишу IKEA и других западных брендов заняли мебельщики из России

Большинство опасений, что мебельный рынок не справится с импортозамещением на фоне ухода западных компаний, в частности IKEA, не оправдались. Российский бизнес сумел занять опустевшую нишу.

По данным Рослесинфорга, в стоимостном выражении производство мебели в России за 6 месяцев 2022 года увеличилось на 13,8%, до 153,1 млрд рублей. В первую очередь рост затронул сегмент бытовой мебели, а именно — кухонной, производство которой выросло на 24,5%, до 25,8 млрд рублей. Положительную динамику при этом показали все товарные группы. Так, за полгода было произведено на 40,9% больше кухонных шкафов, а именно 1,9 млн штук. Не остались в стороне и столы — их производство увеличилось на 14,1%, достигнув отметки 527,4 тыс. штук.
Что касается сегмента мебели для спальни, то здесь наибольший рост, на 25,5%, наблюдался в категории диванов и кушеток с деревянным каркасом, трансформируемых в кровати. Выросло также производство деревянных тумб и шкафов — на 19,5% и 14,78% соответственно.
Положительной динамикой отличился и сегмент деревянной мебели для столовой и гостиной, где показатели увеличились на 6,9%, достигнув 12,5 млрд рублей. Также за первое полугодие 2022–го в России произвели на 4,4% больше предметов интерьера для ванной, для прихожей — на 5,9%, для офиса — на 18,6%.
Как говорят участники рынка, это был ожидаемый результат. За последние 10 лет мебельщики прошли большой путь — перевооружили производства, наладили выпуск качественной продукции, расширили ассортимент.
То, что отрасль кардинально менялась, демонстрирует и статистика. Объём производства мебели в России в 2021–м увеличился по сравнению с докризисным 2019 годом в 1,5 раза и составил около 310 млрд рублей. Это на 36,5% больше аналогичного показателя 2020 года и на 46,2% — 2019–го.
Как рассказывает генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александр Шестаков, на фабрике процесс модернизации начался ещё в 2016 году. "Предприятие целиком перебазировало из Швейцарии в Петербург завод кухонной мебели Piatti. Были закуплены новейшие автоматические линии, позволяющие выпускать 50 тыс. кухонных гарнитуров в год при двухсменной работе. Общий объём инвестиций в проект составил 50 млн евро", — говорит он. И следствием стало то, что в настоящий момент, по признанию экспертов, Первая мебельная фабрика обладает самым современным производством в России.
Результатом стала колоссальная модернизация, что позволило уравнять качество продукции с европейскими аналогами. Сегодня российская мебельная отрасль может не только заместить иностранных производителей — качество отечественных изделий позволяет поставлять их на экспорт, были бы открыты рынки.

Своими руками

Слабым звеном могли оказаться фурнитура, химические компоненты и мебельные ткани, которые массово закупались у иностранных компаний. Как рассказывали эксперты, доля импортной фурнитуры составляла 95%. Но и этот вопрос постепенно решается.
"Большинство комплектующих можно производить у нас в стране. Мы на это смотрим с оптимизмом — из данного кризиса наши предприятия выйдут более сильными. Текущая ситуация позволит нам импортозаместить всё, что можно, и научиться производить те детали и компоненты, которые мы раньше производить ленились. Мы будем более мобильны и менее зависимы от какого–то конкретного рынка как с точки зрения поставок, так и с точки зрения сбыта нашей продукции", — рассказывает Александр Шестаков.
И этот процесс, по его мнению, уже начался: какие–то вещи взял на себя малый и средний бизнес, какие–то наименования стали выпускать крупные производители мебели, в том числе с помощью литья и 3D–сканеров с принтерами.

Без потери качества

При этом, как отмечают эксперты, импортозамещение на отечественном мебельном рынке произошло без потери качества.
"Оно уже давно вышло на мировой уровень. Материалы, технологии, которые мы используем на российских предприятиях, те же самые, что и на итальянских или немецких. Вообще нужно понимать, что мебельная отрасль — одна из немногих экспортно ориентированных отраслей в российской экономике. Мебель — это высокотехнологичная продукция того самого глубокого передела, задача освоить который была поставлена руководством страны перед всем российским бизнесом много лет назад", — уверен Александр Шестаков.
Собеседник "ДП" также считает, что постоянный рост объёмов экспорта мебели из России — свидетельство того, что отечественная продукция полностью соответствует требованиям мировых рынков по критериям качества, дизайна и цены.
При этом мебельщикам удалось опровергнуть ещё один миф, связанный с IKEA: что с её уходом с рынка исчезла относительно недорогая мебель. Российские предприятия смогли удовлетворить резко возросший спрос.

С Запада на Восток

Александр Шестаков уверен, что текущий сложный период отрасль преодолеет обновлённой. Сейчас ряд иностранных компаний ушли, их место заняли российские производители, которые не могут поставлять мебель в Европу.
Есть и обратный эффект от санкций: если раньше отечественная мебель поставлялась в страны Европы, то сейчас Узбекистан, Казахстан, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ — те рынки, на которые смотрят предприятия, потерявшие сбыт. По объёму они сопоставимы с европейскими, но конкуренция среди мебельщиков в этих странах ниже. Перспективным также является и рынок Индии.
В ещё более далёкой перспективе — конкуренция на мебельном рынке сильно возрастёт, это заставит российских производителей значительно улучшить сервис.