Введение акциза на напитки с сахаром снизит производство и повысит цены

Автор фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Введение акциза на напитки с высоким содержанием сахара не поможет бороться с болезнями, но спровоцирует снижение объёмов производства и серьёзный рост цен.

В России рассматривают возможность введения акциза на сахаросодержащие напитки. Он может заработать уже с начала 2023 года и составить 7 рублей на 1 литр.
Согласно предварительным расчётам, в федеральный бюджет в этом случае поступит 35 млрд рублей дополнительных доходов в год. Акциз будет распространяться на безалкогольные напитки, произведённые с добавлением сахара, подслащивающих веществ, содержание которых превышает 5 г на 100 мл. Квас, соки, нектары и морсы под акциз не попадут.

Результата нет

Эксперты рынка и производители считают, что вводить акциз сейчас не нужно. Президент "Союзнапитков" Максим Новиков отмечает, что индустрия напитков не поддерживает эту инициативу. По его словам, в августе 2022 года правительство РФ по итогам работы межведомственной группы приняло решение отложить вопрос о введении акциза на сладкие напитки на период после стабилизации экономической ситуации. Представители индустрии напитков привели подробную аргументацию, почему введение акциза прямо сейчас нецелесообразно. С учётом текущей ситуации запуск этого механизма может принести негативные последствия для всех производителей. К тому же большинство из них уже подписали Кодекс добровольных обязательств по снижению сахара в продукции и к 2024 году должны снизить его количество на 10%.
"Если речь будет идти об акцизе в размере 7 рублей на литр, это может быть ещё критичнее, чем считали до этого НИУ ВШЭ и Аналитический центр при правительстве РФ. В данный момент не наблюдается роста категории, а её вклад в потребление сахара населением незначителен (менее 2%). Подобная мера лишь усугубит ситуацию", — отмечает Максим Новиков.
В России среднегодовое потребление сахара составляет 39,4 кг на душу населения. И большую его часть люди получают отнюдь не из газировки. Так что введение акциза вряд ли поможет в борьбе с ожирением, сахарным диабетом, сердечно–сосудистыми заболеваниями.
Между тем акциз на сладкие безалкогольные напитки существует уже более чем в 50 странах мира. В том числе в Великобритании, Мексике, Вьетнаме и некоторых штатах США. Но их опыт показывает, что введение подобных налогов не всегда положительно влияет как на состояние здоровья населения, так и на экономическую составляющую: количество людей с избыточным весом продолжает расти, занятость населения сокращается. Так что некоторые страны, вводившие акциз, позднее отказывались от этой идеи. Потенциал этой меры для пополнения бюджета ограничен и обычно не превышает 1% от общего объёма поступлений. А общие потери экономики государства значительно превосходят налоговые поступления.
В России потребление безалкогольных напитков значительно меньше, чем в западных странах, — 64,9 л на человека (бутылка или банка 0,33 л 1 раз в 2 дня). Из них газированных напитков — 36,3 л на человека. Для сравнения: в США это 287,3 л на человека в год, а в Западной Европе — 198,8 л.

Тяжёлые последствия

Уровень налоговой нагрузки на отрасль сейчас равен 16,9%, что в 2 раза выше налогов в других обрабатывающих отраслях (8,1%).
Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский категорически против данного нововведения. Он уверен, что акциз на сахаросодержащие напитки никак не позволит уменьшить количество людей с избыточным весом в стране. При этом основная нагрузка по оплате акциза ляжет на беднейших граждан страны, которые являются основными потребителями данной продукции.
Заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова считает, что в текущей сложной политико–экономической ситуации рынок безалкогольных напитков, как и многие другие, находится в крайне тяжёлых условиях.
Введение акцизов их значительно усугубит: вероятно сокращение производства безалкогольных напитков, снижение прибыли производителей, сокращение налоговых отчислений, потеря рабочих мест, формирование нелегального рынка, рост себестоимости продукции. Всё это негативно отразится и на сопутствующих отраслях (производство сахара, упаковки, оптовая и розничная торговля и др.).

Стали меньше пить

В последнее время в связи с санкциями из России стали уходить или приостанавливать свою работу многие зарубежные производители газировки, в том числе те, кто занимал лидирующие позиции на российском рынке. PepsiCo уже полностью прекратила производство Pepsi, 7Up, Mirinda и Mountain Dew в России, но вместе с тем запустила в продажу новые бренды — Evervess и Frustyle.
В марте объявила о приостановке своей деятельности в России и Coca–Cola. Сейчас в магазинах распродают остатки старых запасов, но также уже налажено производство аналогичных напитков под брендом "Добрый".
Пользуясь моментом, российские производители начали наращивать свою долю рынка.
В NielsenIQ отмечают, что среди топ–25 брендов безалкогольных газированных напитков более четверти продаж в июле этого года пришлось на российскую продукцию. Годом ранее на них приходилось 15,8%. Вместе с тем на рынке уже зафиксировали серьёзное снижение: продажи газированных безалкогольных напитков в натуральном выражении по итогам этого лета упали на 10,5% по сравнению с июнем–августом 2021 года.
Экспертам рынка решение о введении акциза на сахаросодержащие напитки видится нелогичным и несвоевременным. Ведь себестоимость производства в случае введения акциза возрастет минимум на 15–20%.
Максим Черниговский отмечает, что если сравнивать с действующими акцизными ставками на водку и пиво, а это основные ассортиментные виды потребления алкоголя в стране, то ставка акциза на сахаросодержащие напитки будет ниже. Чем выше ставка акциза, тем выше розничные цены на легальную алкогольную продукцию, так как в структуре ценообразования, например, водки по минимальной розничной цене порядка 80% — это налоги, в том числе акциз.
"Именно поэтому у нас в стране огромная ценовая разница, в 2–3 раза, между легальным и нелегальным алкоголем. Если акциз на сахаросодержащие напитки всё–таки введут, то объём легальной продукции снизится, на рынке появится больше нелегального товара, а потребители перейдут на аналогичные более дешёвые, но не менее калорийные продукты", — заключает Максим Черниговский.