Петербургские автосалоны увидели свет в конце конвейера

Автор фото: Ермохин Сергей

Продажи новых автомобилей продолжают падать. Но петербуржцы не готовы пересесть на "Лады" и выбирают машины дороже, чем жители других регионов.

В январе–июле рынок новых легковых автомобилей в Северо–Западном регионе сократился на 59,6% — дилеры продали только 45 212 машин, рассказали "ДП" в аналитическом агентстве "Автостат".
В Санкт–Петербурге, который традиционно занимает наибольшую долю внутри федерального округа, это снижение оказалось чуть меньше — 58,4%: за 7 месяцев в городе купили 27 088 новых легковых автомобилей.
Причин происходящего несколько. Напомним: большинство иностранных автозаводов (включая три, расположенные в Петербурге, — Hyundai, Toyota и Nissan) остановили конвейеры в марте. С тех пор компании не сообщали о возможных сроках запуска производств. Официальной причиной стали проблемы с поставками автокомплектующих.
Кроме того, почти все иностранные автоконцерны приостановили импорт в Россию легковых автомобилей и комплектующих для них. Вслед за этим резко выросла стоимость машин, а ещё большую недоступность покупке придали подорожавшие автокредиты.
Рынок продолжает сокращаться, и пока прогнозы экспертов неутешительны. При этом участники рынка, вступившие в конкуренцию с параллельным импортом, отмечают положительные тенденции, наметившиеся в середине лета.

Петербуржцы берут подороже

По данным аналитиков, тройку самых популярных новых легковых автомобилей в Петербурге возглавила Kia Rio, за которой следует Hyundai Creta и Hyundai Solaris (подробнее см. инфографику). В соседней Ленинградской области рынок сократился даже больше, просев на 61,6%, до 3 487 шт. Предпочтение же в этом регионе отдают новым автомобилям попроще: на первом месте Lada Vesta (226 шт.), Renault Duster (188 шт.) и Lada Granta (168 шт.).
В целом ситуация на рынке новых легковых автомобилей в Санкт–Петербурге идентична общероссийской (по стране рынок продемонстрировал падение на 58,5%, до 387 712 шт). На Северо–Западе и в Ленобласти снижение чуть более существенное, но не настолько, чтобы говорить о каких–то особых причинах этого, полагает руководитель пресс–службы "Автостата" Азат Тимерханов. По его мнению, лучше обратить внимание на то, что на рынке Петербурга среди марок лидируют корейские Kia и Hyundai (петербургской сборки), а Lada — только третья. В то время как в СЗФО и в Ленобласти отечественный бренд находится на первом месте.
"Во многом это связано с более высоким уровнем жизни в Северной столице", — отмечает эксперт. То же самое относится и к модельному рейтингу: если в Ленинградской области первенствует Lada Vesta, то на петербургском рынке — Kia Rio. "За счёт Петербурга Kia Rio лидирует и в целом на Северо–Западе, поскольку на долю Северной столицы приходится 60% всех продаж в федеральном округе", — подчёркивает он.
Сами игроки рынка говорят, что в июле увидели позитивные события. Во–первых, стартовала государственная программа субсидирования затрат на приобретение автомобиля в кредит. "За первый месяц её работы в наших автосалонах Lada трафик вырос на 50% по сравнению с предыдущим месяцем", — говорит директор по развитию группы "Прагматика" Александр Шапринский. Во–вторых, продолжалось постепенное снижение ставки Центробанка, что сделало автокредиты более привлекательными. Всё это вместе повлияло и на сегмент машин с пробегом, где цены в июле снизились на 15–30% по некоторым моделям в сравнении с началом лета, отмечает Александр Шапринский.
"Как дилер Lada, летом мы видим реальную производственную “трубу”, которая позволяет планировать бизнес–процессы и загрузку персонала. Тем дилерам, которые сейчас получают новые автомобили, уже нет смысла растягивать имевшиеся запасы", — говорит Александр Шапринский. Напомним, что АвтоВАЗ, который недавно возглавил бывший вице–губернатор Петербурга Максим Соколов, с 15 августа вернулся к пятидневной рабочей неделе, а ранее заявил об амбициозных планах удвоить производство во второй половине года.
Если говорить о конкретных моделях, то системообразующей для рынка сегодня можно назвать Lada Granta. В "Прагматике" наблюдают устойчивый спрос на неё во всех регионах своего присутствия.
Повторимся, что три петербургских автозавода — Hyundai, Nissan и Toyota — остаются в простое и пока не сообщали о планах запуска конвейеров.

Премиальное падение и китайское наступление

Если рассматривать продажи новых легковых автомобилей в России по секторам, то массовый сегмент в июле снизился на 73,3%, а премиальный — на все 89,5%. Кроме того, доля премиума сократилась с недавних 10% до 4%, и это его исторический минимум, отмечает глава "Автостата" Сергей Целиков.
По наблюдениям экспертов, "премиалку" быстро разбирали ещё в начале года и её осталось гораздо меньше на складах, чем массовых автомобилей. Кроме того, практически прекратилась их поставка и сборка. "Это падение будет усиливаться", — прогнозирует Сергей Целиков.
Участники рынка согласны с такой оценкой. Как полагают в группе компаний "Автодом", те, кто хотел купить автомобиль, уже сделали это в начале года или на пике нестабильности геополитической ситуации. "Сейчас клиенты предпочитают дождаться снижения цен на авто и стабилизации условий на рынке. Однако в ближайшее время к этому нет предпосылок", — говорят в компании.
Массовый сегмент чувствует себя всё же получше. Самыми популярными марками в стране пока остаются Lada, Kia и Hyundai. При этом китайские бренды поднимаются в рейтинге популярных авто, и их присутствие в динамике растёт очень быстро. Так, по итогам июля доля "китайцев" составляет уже 24% (отметим, что у лидера рынка Lada — чуть более 29%). А ещё в июле 2021–го долю китайского автопрома оценивали всего в 8%.
Если говорить о конкретных моделях, то в России по итогам 7 месяцев самым популярным автомобилем в стране стала Lada Granta (продано 6525 шт.), за ней следует Lada Vesta (2132) и Kia Rio (1310). Отметим, что четвёртую строчку рейтинга заняла модель Geely Coolray (1219 шт.).
"Дилеры, конечно, смотрят в сторону китайских брендов. Например, тех, которые объявили о конкретных планах по выводу новых моделей", — подтверждает Александр Шапринский.
Так, в мурманском автосалоне Changan, недавно открытом компанией, уже есть несколько предзаказов на новый кроссовер Uni–K, хотя машина поступит только осенью, добавляет он.