Фискальные манёвры: кому помогут пережить кризис, а кто заплатит за остальных

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock
После введения многочисленных санкций и ухудшения состояния российской экономики правительство регулярно вводит изменения в налоговое законодательства. По решениям того, какая отрасль экономики получит дополнительные льготы и поблажки, можно понять новые приоритеты государства. Пока что в попытке оживить экономику вводятся смягчения для технологических компаний и, наоборот, предлагаются ужесточения для сохранения финансов внутри России.
"ДП" собрал главные изменения в российской налоговой политике за последний месяц.

Новые льготники

1 августа правительство утвердило перечень материалов и готовой продукции, производители которых получат право на налоговые льготы. В список вошли в основном технологические продукты и решения, которые используют в этой отрасли. Например, в перечень электронной продукции попали смарт–карты, компьютеры, кассовые терминалы с возможностью передачи данных, жидкокристаллические телевизоры и видеокамеры. Компании из списка смогут платить налог на прибыль по ставке 3%. Для них также предусмотрен льготный тариф страховых взносов — 7,6%.
Нововведение стало продолжением изменений Налогового кодекса, которые внесли в июле. Тогда российским разработчикам радиоэлектронных предприятий разрешили платить пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам. Теперь к ним присоединились отечественные производители. При этом льготы не могут получить компании с иностранным контролем.
Также высокотехнологичному сектору обещано продление на 5 лет налогового вычета на доход от реализации его ценных бумаг, с таким предложением выступили в Министерстве финансов.
"В этом году действует льгота — исключение из налогооблагаемой базы доходов от реализации ценных бумаг российских эмитентов, которые включены в перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики. Мы в правительстве считаем, что её надо продлить как минимум на 5 лет, чтобы граждане более активно вкладывались в инструменты высокотехнологичных компаний", — заявил глава Минфина Антон Силуанов в ходе заседания совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Предложение поддержала глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Изменения коснутся и IT–компаний, которые уже с 2021 года получают различные льготы. Требования к ним для предоставления послаблений снизились. Норму о количестве сотрудников убрали, а необходимую долю профильной выручки сократили до 70%.
Льготная ставка налога на прибыль для IT–компаний составляет 3% вместо 20%, а тариф страховых взносов — 7,6% вместо 30%. При этом с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024–го ставка налога на прибыль нулевая. Среди других преференций — ФНС до марта 2025 года не будет проводить их плановые выездные проверки, им доступны кредиты под 3%, а сотрудники до 27 лет получили отсрочку от призыва на военную службу и доступ к льготной ипотеке.

Кому ещё повезло

Для развития экономики государство пытается привлечь больше инвестиций в российские предприятия и увеличить присутствие отечественных компаний на фондовом рынке. Минфин планирует предоставить единый налоговый вычет по НДФЛ "в размере внесённых средств во все долгосрочные инвестпродукты со сроком инвестирования не менее 10 лет", инициатива касается инвестиций в сектор высоких технологий. Вычет не превысит 400 тыс. рублей в год.
Также глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил увеличить сумму инвестиций на индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) с вычетом типа Б до 3 млн рублей с предоставлением налоговых льгот, которые ещё не определены.
Национальная ассоциация участников фондового рынка составила перечень предложений по поддержке инвесторов, который направила в Минфин. В список вошли отмена налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль на полученный доход в виде купонов и дисконта по государственным ценным бумагам и корпоративным облигациям, номинированным как в рублях, так и в иностранной валюте, исключить влияние изменения стоимости валют на величину налога на прибыль от торговли ценными бумагами, увеличить налоговый вычет на взнос на ИИС до 1 млн рублей, уменьшить срок владения ценными бумагами, который нужен для льготы по долгосрочному владению, с 3 лет до 1 года и увеличить предельный размер суммы, с которой можно получить вычет, с 3 млн до 9 млн рублей в год, и ещё ряд изменений.
Кроме того, в проекте закона Минфина о налоговых новациях указано, что инвестиционные советники смогут применять упрощённую систему налогообложения.
Ещё одним приоритетным направлением стало импортозамещение и поддержка местных производителей и предприятий из стран–партнёров. Федеральная налоговая служба считает, что необходимо упростить возмещение налога на добавленную стоимость при импорте и экспорте внутри Евразийского экономического союза. Начальник управления камерального контроля службы Алексей Касянюк на семинаре "Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС" рассказал, что сложную и долгую процедуру подтверждения права на льготу по нулевому НДС можно будет автоматизировать.
Глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что высокотехнологичные компании, занятые в импортозамещении, смогут получить проектное финансирование, налоговые преференции и помощь в сбыте продукции.
Также поблажки получит сфера строительства. В подготовленном проекте закона Минфин прописал, что услуги застройщика будут освобождены от НДС, если они оказываются по договору долевого строительства и касаются нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Последние 2 года государство проводило неоднозначную политику по отношению к строительной отрасли. "С одной стороны, налоговая устраивала много проверок для борьбы с теневыми схемами. С другой стороны, правительство старается поддержать строителей, вводя освобождение от уплаты НДС на услуги застройщика", — отмечает партнёр и руководитель налоговой практики GRATA International St.Petersburg Оксана Афанасьева. По её мнению, освобождение от уплаты налога не обязательно приведёт к снижению цен на жильё или увеличению прозрачности налогов.
Но если все предложения планируют ввести осенью, то некоторые нововведения начали работать с июня. В четырёх регионах, Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, заработал эксперимент — автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Программа рассчитана на микрокомпании, где работают не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн рублей. Кроме того, остаточная стоимость основных средств у организаций–участников должна составлять не более 150 млн рублей.
При выборе источников налогов, которые можно урезать, государство смотрит на их доли в общей сумме. "Основным собираемым налогом для всех субъектов РФ является НДФЛ. При этом главные поступления в федеральный бюджет идут от добычи полезных ископаемых, НДС и налога на прибыль, — рассказывает Оксана Афанасьева. — Выбор зависит от обстоятельств — поддерживают те отрасли, которые либо необходимы для развития экономики, либо находятся в тяжёлой ситуации".

Кто заплатит больше

В списке предложений Минфина также присутствует пункт о том, что доходы, которые получают дистанционные работники за рубежом от российских работодателей, будут считаться доходами от российских источников. В случае принятия законопроекта работники российских компаний, которые уехали из РФ более полугода назад, будут платить НДФЛ по ставке 30%.
По мнению старшего юриста Versus legal Сергея Ковалькова, изменение кажется логичным, "поскольку фактически работник получает зарплату из российской компании. И она, вероятнее всего, осуществляет бизнес на территории России. Значит, доход работника косвенно происходит из РФ. Но с другой стороны, это значительно увеличит финансовое бремя IT–компаний, сотрудники которых чаще всего работают в удалённом формате из–за рубежа. Учитывая тренд на предоставление преференций для IT–сферы, такая поправка выглядит противоречивой".
Ковальков считает, что компании будут пытаться обойти нововведение и начнут переводить работников в статус самозанятых для снижения налогов.
Также возникает вопрос, как налоговая будет проверять, что сотрудник находится за рубежом. "Пока что непонятно, как будет работать механизм определения местонахождения работника и кто будет нести ответственность, — отмечает Сергей Ковальков. — В трудовом договоре должно быть указано место работы. Обычно для дистанционных сотрудников пишут населённый пункт или иностранное государство. Возможно, что налоговый статус будут определять на основе трудового договора. В таком случае при смене места жительства работника стороны должны будут подписать дополнительное соглашение с указанием иного места работы".
Также удалённым сотрудникам могут ограничить компенсации на оплату интернета, техники и других необходимых для работы товаров. Минфин предлагает облагать налогом эти выплаты, если они превышают определённый порог. Кроме того, министерство хочет прописать нормативы и для освобождения от обложения компенсаций страховыми взносами.
В 2020–2021 годах в Трудовой кодекс приняли поправки о регулировании труда удалёнщиков. Такие работники получили право на денежную компенсацию за использование и амортизацию принадлежащего им инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, а также на возмещение расходов, связанных с их использованием. Изначально данные компенсации были освобождены от НДФЛ и страховых взносов.
Оксана Афанасьева указывает, что сейчас по сравнению с 2021 годом акцент в вопросе сборов налогов сместился. Если раньше государство выбирало отдельные отрасли, которым помогало, и направления, которые, наоборот, облагались большей нагрузкой, то сейчас изменяют в целом подход к сборам налогов и делают его более удобным и эффективным. "Например, предложенный Минфином законопроект упростил порядок получения социальных вычетов с НДФЛ и уточнил порядок налогообложения дивидендов от источника за пределами РФ", — комментирует Афанасьева.