По телику не покажут: спортивное ТВ в России сжалось до предела

Автор фото: shutterstock

Как выживает спортивное телевидение в условиях запрета российским спортсменам выступать за рубежом и после отказов в трансляциях крупных соревнований.

Российский спорт из–за последних глобальных политических событий оказался в изоляции. Практически полной. Только в некоторых видах спорта (теннис, дзюдо, велоспорт) можно увидеть наших атлетов на международных соревнованиях, да и то под нейтральным флагом.

Весенний уход: от НХЛ до "Формулы–1"

Понятно, что в этих условиях качество падает: без конкуренции на высшем уровне прогрессировать сложно.
Но узнать, насколько россияне отстают и отстают ли вообще от конкурентов, становится всё сложнее. По одной простой причине — телетрансляций крупнейших международных соревнований в России становится всё меньше и меньше. Большой спорт пока полностью не ушёл с экранов, но многие топ–события, любимые болельщиками, оказались уже под запретом.
С весны едва ли не каждый день приносил известие о приостановке телеконтрактов. Первыми российский рынок покинули два североамериканских монстра — хоккей и баскетбол, НХЛ и НБА. Их транслировали "Яндекс" и сервис Megogo соответственно.
В дальнейшем поставлять сигнал "Матч ТВ" запретили французская футбольная Лига 1, а также чемпионаты Португалии и Шотландии. С федеральной спортивной кнопкой разорвала соглашение о показе и автомобильная "Формула–1". Целиком ушёл с российского рынка Eurosport (и телеканал, и сайт). А это практически весь теннис (включая турниры "Большого шлема"), снукер, крупнейшие велогонки, наряду с "Матч ТВ" — рейтинговые биатлон и лыжи.
Но самый дорогой приостановленный контракт — на показ матчей АПЛ (английской премьер–лиги). До лета чемпионат Англии должен был показывать сервис Okko (по информации "ДП", сервис платил 6 млн евро в год). С нынешней осени на 6 лет права отходили к "Матч ТВ". Сумма этого контракта до сих пор неизвестна — некоторые источники называли цифру $100 млн на весь срок, сами телевизионщики утверждали, что она значительно меньше.
Кстати, все контракты не разорваны, а приостановлены (suspend), то есть возможно их возобновление после нормализации политической обстановки.
Впрочем, есть виды спорта, которые ничего не запрещали, и тем не менее "вход" им в нашу страну закрыт. Например, от трансляций международных соревнований по популярному в России биатлону, лыжам, фигурному катанию отказались сами каналы (Первый, "Россия–1", "Матч ТВ"). Мол, без "наших" они никому не интересны. Да, политический момент присутствовал. На объектах, где проходили старты, была атрибутика, плакаты в поддержку Украины.

Покупка прав убыточна

Впрочем, заявлять, что Россия полностью отрезана от крупнейших мировых трансляций, пока не приходится. С почти 100%–ной вероятностью будет организован показ главного спортивного события четырёхлетия — футбольного чемпионата мира. Он пройдёт в Катаре в ноябре–декабре.
Изначально на него претендовали "Матч ТВ", Первый и "Россия–1". Но последняя парочка может и отказаться — акцент сейчас у центральных каналов на другом. Да и сборная России не участвует.
У "Матча" также остаётся право транслировать все футбольные еврокубки, включая Лигу чемпионов. Плюс доступными для российских телезрителей остаются футбольные чемпионаты Испании, Италии и Германии. Показ спорта — та сфера, где безболезненно "переключиться на Восток" нельзя: никому в России не нужен чемпионат Китая по баскетболу или Таиланда по бадминтону.
Другой вопрос, что показ топовых мировых турниров в России убыточен. В лучшем случае удавалось выйти в ноль. "Яндекс" купил НХЛ — и оказался в глубоком минусе. Okko приобрёл АПЛ — то же самое. Число подписок, по информации "ДП", не превышало 60 тыс. Сложности у "Матча" и с футбольной Лигой чемпионов.
Ведь для того, чтобы купить права, их надо и "приземлить". Принять сигнал, обработать его, посадить русскоговорящего комментатора, сделать программу на ТВ, анонс, вести соцсети. То есть целый состав из вагончиков, каждый из которых стоит денег.
Да, теоретически должна присутствовать какая–то синергия. Большие холдинги таким образом заманивают пользователя: человек, купив подписку на АПЛ, может начать смотреть ещё и сериалы. Иногда такое случается, но далеко не факт, что и это отбивает потраченные затраты.
Понятно, что исторически российский телезритель больше ориентирован на международные турниры "наши против ненаших", только такие соревнования могут стабильно собирать большую долю.
Более того, топовые клубы в большинстве видов спорта (исключение — хоккей) тоже так или иначе думают об еврокубках, внутренний чемпионат для них вторичен. Да, не факт, что болельщикам интересно будет смотреть на дежурные разгромы фаворитами всех прочих в первенстве России.

Ставка на внутренний продукт

Но всё равно переориентация на российский рынок спортивных соревнований будет происходить — деваться некуда. Раньше их показывали в основном на тематических каналах (выживут ли они дальше — пока непонятно), теперь они перетекают в федеральный эфир.
И те же деньги, которые тратятся на покупку прав зарубежных чемпионатов, можно перенаправить на внутрироссийский продукт. У России есть топовые лиги. Нужно просто эти внутренние продукты придумать и докрутить.
Например, КХЛ — вторая по силе в хоккейном мире после НХЛ. И практически в каждом виде спорта можно создать качественный продукт, который по интересу не будет уступать иностранным топ–соревнованиям.
Да, полагать, что внутренние чемпионаты смогут приносить такие же сборы, как и международные, слишком смело. Тем более учитывая, что из–за отъезда легионеров их уровень сильно снизится. Но спортивное ТВ России в нынешних условиях может взять за основу американскую модель развития медиарынка. Ведь американцы абсолютно самодостаточны. Им по большому счету плевать на весь мировой спорт, включая чемпионаты мира и Олимпиады. У янки есть свой продукт, который успешен. Он создавался благодаря местным телевизионным вещателям и продакшену, который делает всю "обвеску".
Безусловно, теперь "Матч ТВ" будет вынужден больше сотрудничать с российскими клубами, лигами и федерациями. Им необходимо искать дорогу к массовому зрителю, у них есть спонсоры, желающие продвигать "свой" вид на широкий экран.
И какие–то шаги по популяризации не самых популярных видов предпринимаются. Например, в лёгкой атлетике выступают звёзды из других видов спорта — как фигуристка Александра Трусова, прыгающая в длину. На Играх дружбы по водным видам спорта проходила медийная эстафета, где плыл комментатор Дмитрий Губерниев.
Ну а главным локомотивом зрительского интереса, двигающим всё остальное, остаётся футбол. И трансляции Суперкубка России, первых туров премьер–лиги, давшие хорошие показатели, дарят надежду, что спортивный канал не придётся перепрофилировать. Пока же на "Матч ТВ" заполняют дырки в эфире голливудскими фильмами–боевиками второй свежести. Дёшево и сердито.