Чтоб не сглазить: голос бизнеса глушат запретом необоснованных прогнозов

Автор фото: shutterstock

ФАС сократила до одного дня срок выдачи предостережений за публичные необоснованные прогнозы о росте цен. Бизнес называет эти действия цензурой, потому что критерии "необоснованности" неясны.

Предостережения выносятся в том числе должностным лицам, чьи высказывания каким–либо образом могут негативно сказаться на рынке, например привести к повышению цен. По мнению ФАС, новая мера поспособствует оперативному пресечению рисков нарушений, в том числе связанных с ценообразованием на социально значимых товарных рынках. Решение было принято "с учётом новых экономических факторов".
"Практика выдачи предостережений носит точечный характер — они выдаются только в адрес должностных лиц хозяйствующих субъектов и органов власти, чьи высказывания о планируемом поведении на товарном рынке способны привести к нарушению антимонопольного законодательства", — пояснили в ведомстве для "ДП".
В ФАС считают, что такие высказывания другие участники рынка могут расценить как руководство к действию. Это может привести к росту цен для потребителей даже в случае, если для этого нет экономически обоснованных причин.
"Предостережение является предупредительным механизмом для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства. Применение этого механизма приносит положительный эффект: как правило, после выдачи предостережений цены снижаются. Например, после предостережения торговая сеть DNS в феврале текущего года снизила цены на некоторые виды электроники", — добавили в ФАС.

И мышь не проскочит

При этом в ведомстве не пояснили, по каким критериям и признакам заявления могут быть оценены как необоснованный прогноз, а также как ведётся мониторинг подобных действий. Кроме того, непонятно, насколько крупным и известным должно быть должностное лицо, сделавшее вредоносный прогноз, и каким именно образом оценивается влиятельность его высказывания.
По известным случаям вынесенных предостережений картина складывается неоднозначная. Так, в апреле УФАС вынесло предупреждение сотруднице петербургского цветочного магазина из–за её комментария для "Делового Петербурга". В статье упоминалось возможное повышение цен на цветы из–за усложнения цепочек поставок, однако сам комментарий повышения цен не касался. Чуть позже в петербургском УФАС пояснили, что заявление о возможном повышении цен может быть воспринято участниками рынка как инструкция для дальнейших действий, и предостережения выслали всем участникам статьи.
Аналитикам от ведомства тоже досталось. В конце марта ФАС вынесла предостережения АО "ВТБ Капитал" и Национальному рейтинговому агентству, которые в комментариях для СМИ спрогнозировали подорожание авиабилетов.
Основательница сети кафе "Андерсон" Анастасия Татулова писала в своём telegram–канале, что ей пришло письмо от ведомства с требованиями "прекратить сообщать журналистам о подорожании продуктов". Чуть позже в ФАС пояснили, что мера необходима для предотвращения ажиотажного спроса на товары, пик которого пришёлся на конец марта.

Рот на замок

Иван Федяков, генеральный директор INFOline, называет действия антимонопольщиков настоящей цензурой.
"На сегодняшний день все публичные высказывания тщательно фильтруются. Встретить пример, когда кто–то что–то сказал и это сразу изменило рынок, невозможно. Я таких примеров не помню с 2008 года. К тому же есть ещё вопрос популярности и авторитетности. Например, авторитет и значимость Льва Хасиса в его бытность президентом X5 Retail Group была настолько велика, что ему достаточно было что–то сказать, чтобы ретейлеры и поставщики начали быстро всё менять. Но это было много–много лет назад. На текущий момент настолько авторитетных личностей, которые способны переписать рынок одним своим заявлением, я не вижу", — утверждает эксперт.
Федяков считает, что действия ФАС демонстрируют нежелание государства работать с критикой его экономической политики: "Это чистой воды цензура. Сегодня ты высказался, а далее тебе в течение одного дня закрыли рот, а в дальнейшем возможно вообще оштрафуют. Далее тебе придётся доказывать через суд, что это высказывание не нарушало законодательство, — на это уйдёт уйма времени. Причём между моментом, когда тебе запретили это высказывание, и вынесением решения суда делать ещё какие–либо высказывания чревато. Потому что за повторные нарушения меры просто драконовские. Так что это попытка заглушить мнение бизнеса. ФАС следовало бы заниматься не слежкой за тем, кто и что сказал, а борьбой с картельными сговорами и монополиями".
Подобные действия могут негативно сказаться на работе аналитических агентств, изучающих рынки и прогнозирующих их дальнейшее развитие. "В России фактически уже не осталось иностранных агентств, кроме того, многие сейчас опасаются публичных высказываний. Что касается нас, то мы остаёмся независимыми и продолжим комментировать ситуацию, несмотря на то что Роскомнадзор уже пытался забрать у нас лицензию. Новый приказ ФАС — событие для нас крайне негативное. Нам предлагают либо заткнуться, либо ходить под угрозой какой–либо статьи или предупреждения. Нам даже высылали методички с тем, как мы должны давать оценки", — эмоционально рассказывает Федяков. Он подчёркивает, что наилучшим выходом из ситуации было бы сотрудничество государства с бизнесом при вынесении каких–либо решений, которые его непосредственно касаются.

Что есть прогноз

Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, также критикует действия ФАС. Он отмечает, что любое прогнозирование всегда имеет не самые чёткие критерии — это оценка совокупности факторов, после которой можно сказать, что цены будут расти. Инициатива ФАС носит довольно жёсткий характер и может быть многими воспринята как запретительная мера вообще на любые высказывания о росте цен в стране.
"ФАС, когда говорит о вредительстве в плане манипулирования ценами, обычно имеет в виду, что приходится каждый факт повышения цен обосновывать документально. Как ретейл может подтвердить, что в скором времени будут повышаться цены на что–либо? С помощью полученных писем от поставщиков, где чётко указывается: с такого–то числа мы повышаем цены на свою продукцию. В данной ситуации никакого спроса с ретейла быть не может. Это уже с производителями и поставщиками антимонопольная служба будет разбираться, на каком основании повышаются цены. Но эта практика применима только к крупным сетям. Небольшие торговые точки общаются с поставщиками лично, по телефону. Если, например, хозяин небольшого магазина дал комментарий СМИ, что вынужден поднимать цены на товар, а документальных подтверждений от поставщиков у него нет, получается, он несёт ответственность. Или человек, который не является экономистом, простой гражданин, частный предприниматель, просто прочитал в СМИ мнение, что цены будут расти. Это может быть даже информация ЦБ РФ, которую человек повторил в комментарии для газеты. Получается, что он будет нести ответственность за то, что прочитал и озвучил чужое мнение", — рассуждает эксперт.
По мнению Самойленко, ФАС необходимо выпустить конкретные критерии признаков манипулирования рынком, о которых она говорит. Иначе даже данные Росстата или популярный бюллетень ЦБ РФ "О чём говорят тренды" могут расцениваться как необоснованные заявления про рост цен.