Экономисты разработали шесть сценариев экономического кризиса в России

Автор фото: ТАСС
Санкции могут нанести ущерб экономике размером от 6,4 % до 11,5% в зависимости от сценария развития ситуации, подсчитали в РАНХиГС.
На одном из серии семинаров НИУ ВШЭ, посвящённых долгосрочному социально-экономическому развитию в условиях изоляции и санкций, была продемонстрирована модель спада экономики России в результате внешнеэкономических потрясений.
Её разработал Институт прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, а представил для публики старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования экономических процессов ИПЭИ РАНХиГС Андрей Зубарев.
Всего разработано шесть сценариев падения ВВП за первый и второй год санкций, основанных на нескольких переменных — импорт и экспорт, курс рубля, стоимость нефти. В сценарии включены санкции против России, а значит учитываются их последствия для торгового оборота. Эти показатели нельзя считать прогнозом годовой динамики ВВП, так как они в первую очередь показывают влияние на экономику внешних факторов, и бюджетная или денежно-кредитная политика могут частично ослабить эффект от санкций.
Обсуждая результаты прогноза, Зубарев выдвинул предположение, что значительное влияние на темпы экономического роста в России будет оказывать дисконт цены на российскую нефть, нежели обменный курс, который определяется не в полной мере рыночными механизмами. Так, рост торгового профицита вызван внешними ограничениями.
Также эксперт сказал, что снизить ущерб от падения ВВП могла бы торговля с Китаем. Однако по факту вряд ли стоит ожидать резкого роста оборота с КНР. Так, некоторые торговые партнёры, например Индия, могут попросить продавать нефть с ещё большим дисконтом. Это нивелирует прирост ВВП от торговли с этой страной, отмечается в исследовании.
Прогнозы экспертов РАНХиГС выглядят правдоподобно, существуют опасения по поводу сложности макроэкономического прогнозирования в реалиях беспрецедентных санкций с их «нерыночной» природой, заявил РБК руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Создание подобных моделей хорошо выявляют траектории развития различных показателей и взаимосвязь между ними на основе квартальных данных за несколько десятков лет. Тем не менее, их эффективность снижается при разрушении фундаментальных экономических связей, а именно это сейчас и происходит в мире, сообщил руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.
Более того, предложенная РАНХиГС модель прогнозирует к 2023 году такое же падение ВВП, как и в 2022. А прогнозы годовой динамики ВВП, сделанные Минэкономразвития, Центробанком, независимыми институтами, показывают, что в 2023 году негативный эффект санкций нивелируется позитивными факторами, что отразится на экономическом росте, добавил эксперт.
Ранее "ДП" писал, о прогнозах Банка Финляндии по влиянию санкций на экономику РФ. При потере импорта ВВП России потеряет 4-18%, а при потере экспорта 1-25%. Избежать серьёзного удара по экономике поможет только выход на альтернативные рынки.