Право сохранять молчание: скрытая бизнесом информация предвещает кризис доверия

Автор фото: shutterstock.com

Решение правительства освободить бизнес от публичного раскрытия информации под предлогом рисков санкционного преследования может обернуться кризисом доверия как среди инвесторов (держателей ценных бумаг), так и среди контрагентов (самих российских компаний).

Организации-эмитенты с недавних пор могут не раскрывать частично или в полном объёме свою финансовую отчётность и информацию о выпуске ценных бумаг до конца 2022 года, если это чревато для них введением санкций. Спрос на поблажку оказался настолько высок, что на проблему пришлось обратить внимание Банку России. Последний и наделён правом определять перечень информации, которую можно не доводить до широкой общественности.

Карточный домик

Правительственное постановление об эмитентах опубликовано ещё 12 марта 2022 года. Оно позволило компаниям раскрывать в усечённом виде или вовсе не предоставлять информацию, которую они обязаны раскрывать в соответствии с законами "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Например, публичные акционерные общества были обязаны обнародовать свои годовые отчёты, проспекты ценных бумаг, а также сообщения о проведении общих собраний акционеров. Новый порядок действует до 31 декабря 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
На практике, как выяснил регулятор, норма стала применяться в ситуациях, когда санкционные риски не прослеживаются или неочевидны. Изначально предполагалось, что мерой будут пользоваться компании, если обнародование сведений может привести "к введению мер ограничительного характера в отношении самого эмитента или в отношении лица, о котором раскрывается информация". То есть — состав органов управления, сведения о контрагентах, с которыми заключены существенные сделки, и так далее.
Постепенно "правом на забвение" начинает пользоваться всё больше компаний. Известно, что Роснано, чьи финансовые проблемы оказались в центре внимания в конце минувшего года, с марта перестало раскрывать в существенных фактах сведения о выплате купонов по всем выпускам облигаций, ссылаясь на постановление правительства. "Сургутнефтегаз" скрыл данные о составе совета директоров. Московский кредитный банк в ЕГРЮЛ (Единый реестр юрлиц) скрыл данные о руководителе. Коллекторское агентство Сбербанка — ООО "Активбизнесконсалт" — спрятало данные об учредителях.
Неожиданными для чиновников последствиями оказалось то, что возможность выхода на долговой рынок получили эмитенты, которые могут находиться в сегменте высокого риска. Под покровом нераскрытия финансовой информации на нём могут появиться те, у кого высоки риски дефолта.
"Эмитенты, пользуясь правом не раскрывать санкционно чувствительную информацию, должны учитывать риски, возникающие у инвесторов", — отмечает в своих рекомендациях регулятор. ЦБ РФ рекомендует "пользоваться правом на ограничение раскрытия и предоставления информации с учётом конкретных обстоятельств деятельности, возможности наступления негативных последствий в связи с ограничением раскрытия информации, в частности возникновения рисков, связанных с отсутствием у инвесторов сведений, необходимых для принятия инвестиционного решения".
Например, к такой информации ЦБ РФ относит сведения о дате, на которую определяются лица, имеющие право на осуществление прав по ценным бумагам, о начисленных и выплаченных доходах, а также информацию, которая может оказать влияние на проведение торгов. В том числе данные о предстоящем досрочном погашении ценных бумаг, о заключении соглашения о новации или предоставлении отступного, влекущего прекращение обязательств по облигациям эмитента.
Исполнять или нет рекомендации — личное дело каждого эмитента. Вероятность продления поблажек на 2023 год и даже позднее сохраняется. Пока же фондовый рынок косвенно реагирует на сокрытие информации снижением объёмов торгов. Впрочем, выявить прямую взаимосвязь невозможно: с февраля на рынок в большей степени влияют совершенно иные события. Так, в июне текущего года на Московской бирже размещены 46 новых облигационных займов на 629 млрд рублей (включая однодневные облигации на 514,4 млрд). Для сравнения: в июне 2021–го — 87 займов на 1,017 трлн рублей, включая однодневные на 229,4 млрд.
В минувшем месяце объём торгов корпоративными, региональными и государственными облигациями составил 622 млрд рублей против 1,6 трлн в июне 2021 года. Инвесторам ограничили источники информации — и они, в свою очередь, реагируют отказом от покупок ценных бумаг.

Прятки в спешке

Дополнительно к разрешению эмитентам государство позволило всем юрлицам (в том числе и индивидуальным предпринимателям) не раскрывать финансовую отчётность. Достаточно обратиться в ФНС РФ, которая и прекратит публиковать сведения.
"В открытом доступе остаются только бухгалтерские формы: баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним, — говорит Ирина Мамина, генеральный директор “АКП Маминой”. — Текстовые и табличные пояснения в составе бухгалтерской отчётности, а также аудиторские заключения недоступны. В полном объёме бухотчётность открыта лишь для государственных органов".
Дополнительные трудности с оценкой рисков возникли и у смежных отраслей.
"Раньше в отчёте и пояснениях к нему можно было посмотреть простейшую прикладную информацию — например, выдавать контрагенту аванс или не стоит, в каком финансовом положении он находится, — говорит Наталия Чепик, директор по аудиту Центра налоговых экспертиз и аудита. — Сейчас это невозможно. Более того, не видно, кто аудировал ту или иную компанию. Нам стало работать гораздо сложнее: предоставленную для аудирования финотчётность не перепроверить в других источниках, предлагается верить на слово".
С другой стороны, закрытие финансовой информации может сказаться на хозяйственной деятельности самих компаний. Их контрагенты перед заключением контракта раньше могли перепроверить финансы партнёра. Аналогично поступали и кредиторы. Сегодня ситуация перевела всех в так называемую серую зону — когда реальная информация доступна только госорганам, а контрагентам видно только то, что предоставил сам потенциальный партнёр.
Собеседники "ДП" обращают внимание и на то, что теперь непонятно, на основе каких данных будут присваиваться различные рейтинги и индексы. Скорее всего, на основе неаудированных и тех, которыми будет делиться само юрлицо.
Поблажка для эмитентов дополнила разрешение Банка России, который на своём сайте прекратил публикацию финансовой отчётности своих "подопечных" (банков, страховых компаний, МФО и т.п). Регулятор также разрешил финансовым организациям скрывать данные о персональном составе органов управления. Первыми на идею регулятора откликнулись банки: постепенно с их сайтов стала пропадать как ранее обязательная финансовая квартальная и годовая отчётность, так и затем — информация о составе органов управления, от совета директоров до правления. И если частный вкладчик защищён АСВ, то бизнес рискует деньгами, если ошибётся при выборе банка.
Но государство не останавливается на достигнутом: скоро может быть принята поправка в закон, которая вводит термин "контрсанкционная информация" (производственные, технические, экономические, организационные сведения). Она касается всех участников ВЭД и регулирует распространение сведений среди неопределённого круга лиц, в том числе в СМИ и интернете.
Финансовая отчётность — важнейший источник информации для инвесторов. Без него полноценная оценка справедливой или фундаментальной стоимости активов становится просто невозможной. Публичным компаниям разрешено не раскрывать часть информации, и уже встаёт вопрос, как они смогут соответствовать требованиям бирж, на которых котируются их ценные бумаги. Причина в том, что права инвесторов при ограничении их доступа к части информации о компаниях в должной мере уже не будут соблюдены. Хотя для самих компаний и есть определённые плюсы в том, чтобы раскрывать меньший объём информации, особенно в условиях повышенной неопределённости и под действием санкций. Так они могут иметь больше свободы в том, чтобы выстраивать новые производственные и логистические цепочки, создавать новые партнёрства, готовить разного рода сделки в тишине, с меньшими рисками немедленно подвергнуться новым ограничениям. Другое дело, что обратной стороной этих "плюсов" могут быть ещё большие проблемы с доступом к финансовому рынку и ещё более низкая оценка капитализации.Для инвесторов же единственный путь — следить за косвенной информацией об эмитентах, используя максимальное количество публичных и доступных источников.
Сергей Заверский
начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований
Закрытие финансовой информации, безусловно, снизит качество принимаемых решений, особенно розничными инвесторами. Фактически для них сокращаются возможности применения фундаментального анализа при принятии инвестиционных решений. Остаётся только технический анализ. Возможности которого ограничены. Стоит отметить, что эффективное применение технического анализа, несмотря на свою внешнюю относительную простоту, требует значительного опыта и ориентировано в первую очередь на выбор момента для осуществления сделки, а не на выбор непосредственно актива. Для ведения бизнеса с контрагентами, сократившими объём публичного раскрытия информации, остаётся возможность напрямую запрашивать отчётность. Очевидно, что её предоставление будет зависеть от заинтересованности в совершении сделки.
Ирина Шашина
и. о. завкафедрой ценных бумаг и инвестиций Международного банковского института имени А. Собчака
Окно возможностей есть окно возможностей. Было бы странно, если бы в него не попытались пролезть эмитенты, не желающие раскрываться в полном соответствии со стандартами бирж. При должной настойчивости, в том числе облигационеров, вернуть ситуацию хотя бы в исходное положение вполне реально. Но лучше всего перейти на МСФО. Несмотря на то что это "чуждое" нам явление, для инвестора оно крайне полезно.
Дмитрий Адамидов
независимый аналитик

В контексте

Александр Пирожков
Система отчётности и раскрытия информации, которая выстраивалась в России десятилетиями, сломалась в течение нескольких недель. А между тем она нужна вовсе не для удовлетворения праздного любопытства или для облегчения работы журналистов. Без неё невозможно нормальное функционирование рынка капитала. Инвестору, выбирающему, кому бы доверить свои деньги, важно делать это с открытыми глазами, вдумчиво, а не наугад.
"Сейчас на рынке вообще невозможно оценивать кредитный риск. И, честно говоря, вообще непонятно, по каким моделям это делать, исходя из того, что мы видим как с точки зрения раскрытия информации, так и — той турбулентности, которая происходит во всех сегментах, начиная с валюты и заканчивая ставками и ценами на коммодитиз. Здесь вызов всей индустрии: как сделать так, чтобы инструменты, которые выходят на рынок, были надёжными", — говорил недавно на ПМЭФ Роман Горюнов, генеральный директор СПБ Биржи .
Банк России, который своими руками разрушил эту систему, оправдывает свои действия санкционными угрозами и уповает на то, что потом удастся всё починить. "Более 30% всех управляющих компаний воспользовались предоставленной возможностью не раскрывать ту или иную информацию на сайтах, — констатировала на конференции НАУФОР по коллективным инвестициям Ольга Шишлянникова, директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ РФ. — Мы надеемся, что эта история не затянется, поскольку без раскрытия информации не очень понятно, на основании чего инвесторы будут принимать решения, инвестировать или нет. Поэтому просьба этой льготой если и пользоваться, то пользоваться дозированно и всё-таки сохранить наши достижения по прозрачности рынка, к которым мы шли не один десяток лет".
А что если нет? Допустим, что история затянется. Что тогда будет с рынком капитала? Инвесторы превратятся в игроков в лотерею? Будут делать ставки на ту или иную компанию, молясь потом, чтобы она возвращала долги и платила дивиденды? Впрочем, недавний пример "Газпрома", который опубликовал прекрасную отчётность за 2021 год и устами совета директоров посулил большие дивиденды, а потом обманул, показывает, что и отчётность не панацея, если на первый план выходят интересы государства.
Скорее всего, крупные финансовые институты со временем найдут способ добывать нужную информацию из госорганов и будут принимать достаточно обоснованные решения о кредитовании и инвестировании. А рядовым инвесторам придётся уже ориентироваться на их действия (если хотя бы о них будет возможность узнавать). Или просто передать деньги в управление крупным компаниям и банкам в расчёте на их компетентность.