Скорее жив: проект ВСМ Москва — Петербург снова обрёл актуальность

Автор фото: ТАСС

Реанимированный пару лет назад проект строительства Высокоскоростной магистрали, задуманный ещё в прошлом веке, казался снова отложенным на фоне комментариев о "неактуальности". Однако в РЖД продолжают активно над ним работать, заявили участники Экспертной среды "ДП".

На территории Петербурга и Москвы проект реализуют в рамках Концепций развития городских железнодорожных узлов. Петербургская Концепция главным образом предполагает вывод из города грузовых железнодорожных потоков, чтобы "отдать" рельсы под внутригородские электрички. С ними будет связана и ВСМ. Для этого будут построены Северо-Восточный (Павлово–на–Неве — Орехово) и Юго-Западный (от Мги до Бронки) грузовые обходы, а на высвободившихся путях в черте города запустят два пассажирских маршрута: Ораниенбаум — Белоостров (через Пулково) и Гатчина — Токсово.
"Никаким официальным документом о том, что хотя бы один из этапов ВСМ остановлен, заморожен и что его не будет, я не располагаю. Единственное, что сейчас обсуждается: какой участок магистрали станет пилотным, на котором было бы возможно не только апробировать технологии ВСМ, но и после запустить в коммерческую эксплуатацию", — рассказал в рамках Экспертной среды "Делового Петербурга" главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов.
Напомним: в самом начале реализация длительного по времени проекта ВСМ была разбита на три этапа. Первый — входы в Москву (от Ленинградского вокзала до Зеленограда) и Петербург (от Московского вокзала до Обухово). Затем предполагался второй этап — участок от Крюково до Твери. Третий этап — центральный участок от Твери до Обухово, включая строительство новой станции Великий Новгород ВСМ.
Отметим, что участки ВСМ внутри Петербурга и Москвы будут строиться за счёт средств РЖД в рамках концепций развития железнодорожных узлов этих городов.

Не только в Москву

Чтобы максимально удовлетворить потребности населения территорий, по которым пройдёт ВСМ, и в то же время максимально собрать пассажиров, в концепции ВСМ есть так называемые региональные поезда. Они будут ходить не на всём протяжении магистрали, а только из Москвы до Твери и из Петербурга до Великого Новгорода в утренние и вечерние часы. Как обещают авторы идеи, житель Великого Новгорода сможет в семь утра сесть в скоростной поезд в центре города и примерно в семь тридцать быть на Московском вокзале в Петербурге, поскольку почти весь путь он проедет на скорости 400 км / ч.
"Когда ВСМ будет построена в полном объёме, то Октябрьская железная дорога считает возможным, чтобы история с региональными поездами осталась, с возможностью заезда некоторых региональных поездов в Великий Новгород. В центральном аппарате нас слышат. Транзитные же поезда между Петербургом и Москвой будут проходить в 15 км от Великого Новгорода", — уточнил Виктор Иванов.
Как отмечалось на Экспертной среде, из планируемых к 2030 году 23 млн человек пассажиропотока на ВСМ порядка 6 млн составят пассажиры региональных поездов: Петербург — Новгород, Москва — Тверь либо между Великим Новгородом и Тверью. Что даст мощный импульс к развитию этих городов не только с туристической точки зрения, но и как деловых центров, поскольку существенно сократит расстояние между ними и столицами.
Глава петербургского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев отметил, что существующий потенциал железных дорог недостаточен для перевозки всех желающих посетить Петербург. "Мы активно взаимодействуем с соседними регионами Северо–Запада, мы туристский хаб: люди приезжают к нам, а потом едут в Псков или в Новгород. И жителям Московской агломерации, и жителям Центральной России нужен комфортный скоростной транспорт, чтобы приехать в Петербург", — сказал он. На июньские праздники городские власти даже просили увеличить частоту движения поездов.
Добавим, что не поставлен на стоп и проект производства поездов для ВСМ на заводе "Уральские локомотивы" (совместное предприятие группы "Синара" и концерна "Сименс АГ"). Как отмечают собеседники издания, цеха в Верхней Пышме строятся, проектирование идёт. Запустить производство планировалось к 2025 году, но, возможно, февральские события внесут свои коррективы.

Объединяя столицы

"На территории, через которую будет проходить магистраль (Москва, Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области, Санкт–Петербург), проживают около 30 млн человек, что составляет 20% населения страны, — говорится в проекте меморандума о строительстве терминала ВСМ, опубликованном на странице Октябрьской железной дороги во “ВКонтакте”. — Максимальный пассажиропоток к 2030 году прогнозируется в объёме 23,3 млн человек в год, что в 5 раз превысит существующий пассажиропоток, осуществляемый поездами “Сапсан”. Минимальное время следования по маршруту Московский вокзал — Ленинградский вокзал без дополнительных остановок составит 2 часа 15 минут. Количество поездов, имеющих дополнительные остановки по маршруту следования, в том числе в границах агломераций, будет определяться исходя из текущих потребностей пассажиров. Проект строительства ВСМ Москва — Санкт–Петербург является основой дальнейшего развития агломераций, предполагая объединение двух столиц".

Войдут в склады

Хотя железнодорожникам удалось найти компромисс с градозащитниками по поводу размещения терминала скоростной дороги в исторической промзоне позади Московского вокзала, подготовка к его строительству как будто забуксовала.
Дело в том, что решиться вопрос может только через 820–й городской закон о границах объединённых зон охраны, который запрещает снос дореволюционных зданий. Поэтому в документ понадобилось внести исключение специально под этот замысел.
Сейчас с одной стороны вокзала стоит ЖК "Царская столица", с другой — ТК "Галерея". Поэтому пришлось искать варианты. Сначала хотели прописать возможность демонтажа более десятка корпусов бывших складов Кокоревых (Лиговский пр., 50). Но с такими масштабами утрат в ноябре 2021 года не согласился Совет по наследию. Тогда на рабочей группе с чиновниками и градозащитниками придумали вместо складов Кокоревых пожертвовать постройками соседней шоколадно–бисквитной фабрики "Блигкен и Робинсон" (Лиговский пр., 52), тоже исторической, но менее интересной архитектурно. Там разместится привокзальная площадь. Склады, правда, тоже так не оставят: их ждёт реконструкция, причём два из них встроят платформу. За счёт таких мер расширится Московский вокзал.
"Технологическая часть станции Санкт–Петербург–Главный (объединённая станция, включающая Московский вокзал и новый терминал. — Ред.) включает шесть путей и три островные платформы, две из которых размещаются на территории платформ выносимого парка пригородного сообщения, одна — в границах терминала на территории складов купцов Кокоревых", — гласит пояснительная записка к проекту.

Есть три выхода

"На текущий момент могу заявить ответственно, что ни о каком сносе исторических объектов под размещение конечного терминала ВСМ в Санкт–Петербурге речь не идёт. Существующие здания будут максимально приспособлены под современные нужды. Архитектурный облик этого места останется без изменений с органичным вплетением современности", — говорит Иванов.
Предполагается, что для вокзала будут приспособлены два ближайших к путям здания складов Кокоревых с заходом туда двух главных путей с платформой.
Для пассажиров будет возможность проследовать в одном из трёх направлений: на Московский вокзал (как, собственно, это происходит сегодня), в сторону Лиговского проспекта (к станции метро на коричневой линии, которую когда–нибудь обещают построить городские власти, и другому общественному транспорту), а также через переход над путями (по–железнодорожному — конкорс) на Военную ул., в сторону бывшего грузового двора, застроенного жилым комплексом. Там путешественников будет поджидать такси, там же планируют организовать подъезд на личном транспорте. Транспортная модель всего квартала (между Лиговским пр., Военной ул., пл. Восстания и Обводным каналом) сейчас прорабатывается вместе с городскими комитетами, закончить с ней хотят к октябрю.
По словам источника, около недели назад на совещании в "Ленгипротрансе" было предложено представить обновлённый проект на совместном заседании Градсовета и Совета по наследию.
Мы добились в рамках взаимодействия с РЖД появления двух станций на территории Новгородской области. Всё согласовано, всё будет. Одна станция будет максимально приближена к Великому Новгороду, другая — к Угловке в Окуловском районе. Мы будем ближе находиться к основным экономическим центрам страны: Москве и Санкт–Петербургу. Если сейчас на железнодорожном транспорте мы добираемся до Петербурга около 3 часов, после реализации проекта ВСМ это время значительно сократится. Появление высокоскоростной магистрали также позволит привлечь в регион значительный объём инвестиций, что даст дополнительный импульс развитию экономики области, даст новые рабочие места. Будет развиваться сфера туризма. По прогнозам, приток туристов в Новгородскую область увеличится примерно в 3 раза.
Артём Литвинов
министр транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области
Любые дополнительные транспортные связи региона важны и нужны: связи с Москвой, с Великим Новгородом. ВСМ — ещё одна связь. А как только Великий Новгород закончит реконструкцию набережной, появится ещё один причал на "пути из варяг в греки", и у нас будет водный путь, соединяющий с Великим Новгородом. Дублирующие связи, создающие конкуренцию между видами транспорта, очень хороши. Потому что конкуренция — это всегда двигатель прогресса. Когда конкурируют альтернативные виды транспорта, это залог нового качества предоставления услуги, дополнительные возможности. Раньше скорость 400 км / ч была заоблачной величиной, сейчас же это реальная история. В скором времени мы начнём переходить от предпроекта к проекту и реализации. Мы готовы и как субъект сделали достаточно много для ВСМ.
Михаил Присяжнюк
глава комитета по транспорту Ленинградской области
Предполагалось утвердить изменения в законе о границах зон охраны до каникул. Нам совместными усилиями удалось существенно уменьшить количество тех зданий, которые попадали в раздел поправки под снос. Но всё равно мы не удовлетворены тем, что раздел этой поправки вообще содержит какие–либо исторические здания, в том числе склады Кокоревых и соседней шоколадно–конфетной фабрики. Проектировщики прошли путь компромиссов, но можно было сделать в этом направлении ещё больше.
Александр Кононов
Зампредседателя петербургского ВООПИиК