Запросы интересного времени: российский бизнес по-новому оценивает риски

На фоне санкционного давления и ухода иностранцев из России бизнес ищет юридической поддержки по вопросам франшиз, защиты от санкций и налогового планирования.

Российские власти, реагируя на санкционное давление и уход ряда иностранных компаний с отечественного рынка, корректируют законодательство практически в онлайн–режиме. Постоянно меняющиеся условия работы бизнеса привели к росту спроса на услуги юристов, чьи клиенты хотят знать, как им продолжать вести дела. Представители юркомпаний рассказывают, что к ним стали чаще обращаться с вопросами о создании франшиз, проверке рисков и способах обхода санкций.

Отдать долги и не обанкротиться

С 1 апреля 2022 года в России действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Срок действия запрета — полгода, до октября этого года. Мораторий запрещает заводить дела в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Управляющий партнёр Impravo Максим Борисов рассказал, что нововведение вызывает больше всего вопросов у его клиентов. "Одним доверителям помогаем снять действие моратория в отношении конкретных компаний, где наши клиенты являются владельцами, потому что собственники хотят выплатить себе дивиденды. Где–то, наоборот, пишем письма приставам и запросы в банки, чтобы приостановить исполнительные производства и не списывать деньги в пользу кредиторов", — добавил Борисов.
Мораторий призван поддержать предпринимателей, которые попали в сложную финансовую ситуацию. По словам юристов, многие руководители бизнеса используют предоставленную паузу, чтобы упорядочить свои решения. Из–за этого вырос спрос на юридический Due Diligence — процесс проверки и анализа данных по корпоративным и юридическим рискам. При этом кредиторы понимают, что банкротство — дорогостоящий процесс, поэтому также часто заказывают более дешёвую услугу по предварительной проверке должника на возможность источников взыскания денежных средств.
Управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь добавляет, что на фоне снижения числа новых процедур банкротств растёт количество переговоров по внесудебному урегулированию споров.

Оценить риски и строить планы

С 24 февраля несколько сотен иностранных компаний приостановили работу в России, некоторые из них окончательно ушли с местного рынка. Российские предприниматели увидели в этом как проблему — потерю партнёров и поставщиков, так и возможность для роста на освободившемся рынке.
Управляющий партнёр Национального центра интеллектуального капитала Максим Дышлюк отмечает, что к ним стали реже приходить запросы, касающиеся интеллектуальных прав на международном уровне. Например, сократился спрос на услуги, связанные с предоставлением или приобретением права использования объектов интеллектуальной собственности. С другой стороны, выросло число клиентов, которые просят помочь разработать модели франчайзинга. "Это связано с тем, что некоторые крупные международные сети приостановили свою деятельность в России. Предприниматели видят возможность масштабирования своего бизнеса через франшизы", — говорит Максим Дышлюк.
"Российские компании рассматривают текущую кризисную ситуацию как точку роста — возможность завоевать новые ниши. Вводимые государством меры поддержки способствуют такому подходу", — соглашается Светлана Гузь. По её словам, бизнесу особенно помогают послабления в сфере таможенного регулирования, моратории на проверки предприятий и автоматическое продление лицензий и других видов разрешительных документов.
Руководитель налоговой практики адвокатского бюро "Ильюшихин и партнёры" Даниил Антонов рассказывает, что к юристам стали чаще обращаться с запросами на налоговое планирование. "Ранее в основном речь шла о налоговых спорах и сопровождении налоговых проверок. Теперь же много консультационной работы, в том числе о налоговых последствиях сделок в рамках трансграничных операций", — добавляет Антонов.
Он также указывает, как изменились клиенты: "Стали появляться физические лица — бизнесмены и акционеры с вопросами о консультировании и налоговом планировании. До этого к нам приходили только компании среднего и крупного бизнеса".

Санкции и как их обходить

С конца февраля против России ввели пять пакетов санкций и множественные единичные ограничения против конкретных людей и компаний. Эксперты рассказывают, что на их клиентов особенно повлияли решения западных стран отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле с Россией, ограничения в поставках, отключение некоторых российских банков от системы SWIFT и приостановка работы Visa и Mastercard. Юристы также отмечают, что санкционное право перестало быть прерогативой только международных корпораций.
По словам Светланы Гузь, весной увеличилось число запросов, связанных с проверкой контрагентов для оценки санкционных рисков, а также с консультированием по сделкам с участием иностранных компаний.
"До конца февраля 2022 года санкционный комплаенс скорее затрагивал крупные международные корпорации и сферу внешнеэкономической деятельности. Сегодня управление санкционными рисками важно практически для любого бизнеса, поскольку необходимо учитывать нюансы по каждому контракту и “вторичные санкции”, вводимые за нарушения санкционного режима", — добавляет Светлана Гузь.
Кроме того, стали востребованы задачи по защите собственности граждан за пределами РФ, реструктуризация бизнеса с целью выхода из–под санкций и вопросы по управлению и защите личных активов. Среди последних особенно популярны вопросы закрытия и блокировок счетов за рубежом, а также о прекращении программ инвестиционного гражданства.
Пока одни юридические компании получили новые виды запросов из–за международных ограничений, другие из–за этого же лишились части клиентов.
Максим Борисов рассказал, что в Impravo полностью исчезли все запросы по компаниям, которые формально зарегистрированы в РФ, но конечными бенефициарами которых являются иностранные фирмы или физические лица. Однако одновременно компания приобрела новых клиентов — предпринимателей из русских диаспор, которые проживают за рубежом, но имеют бизнес в России.
Однако сделать глобальный вывод и оценить серьёзность изменений на рынке юридических услуг будет возможно только к концу года, отмечают участники рынка. Тогда появится больше информации и статистики о заключённых сделках, судебных спорах, закрывшемся и открывшемся бизнесе.