Тёмный год: безудержный рост цен заставил покупать подержанные автомобили

Несмотря на постепенное восстановление экономики, авторынок переживает не самые лучшие времена. Первый фактор в основе проблем — мировой дефицит микросхем. Спрос на них на 10–30% превышает предложение, свидетельствуют данные TrendForce. В результате производители стали поставлять авто в неполной комплектации. Так, АвтоВАЗ был вынужден выпускать автомобили без автомагнитолы и мультируля. Концерн Mercedes перераспределяет микроэлектронику в пользу более дорогих моделей. На ухищрения идут и остальные.
С 2020 года уменьшается и общий выпуск авто из–за приостановки производств и сокращения штатов. Аналитики AlixPartners прогнозируют, что в 2021-м мировой автопром недосчитается 4 млн автомобилей. В России, согласно статистике Russian Automotive Market Research, с января по сентябрь 2021 года производство машин составило 1,16 млн единиц, что на 9% ниже аналогичного периода в допандемийном 2019-м. Продажи выглядят позитивно — но в сравнении с 2020 годом: за три квартала объёмы выросли на 15,1%, хотя в сентябре упали на 22,6% в сравнении с 2020-м. "Сейчас динамика авторынка однозначно зависит от наличия автомобилей у дилеров. Мы видим высокий спрос, он опережает предложение, к дилерам от месяца к месяцу поступает разный объём автомобилей, всё достаточно быстро продаётся. Сейчас средний срок ожидания заказанного авто вырос на 1–1,5 месяца в массовом сегменте, в премиальном — на 1,5–2 месяца — в зависимости от бренда и модели. Это отражается на общей статистике по итогу месяца и года", — резюмирует директор по маркетингу АГ "Авилон" Андрей Каменский.
Размер предложения дилерами зависит от глобальных факторов. "Дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые факторы (энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы) будут поддерживать негативный тренд в ближайшие месяцы", — говорит председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

На объезженных

Выросли и цены на машины в пределах 10–30%. Эксперты "Банкавто" прогнозируют дальнейший рост в пределах 4–5% до конца года. Потребители смотрят в сторону подер­жанных авто: лишь за первое полугодие 2021-го этот рынок вырос на 56%. В III квартале продажи подержанных премиальных автомобилей в возрасте до 3 лет выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 16% к уровню II квартала 2021 года. По данным "Авито Авто", средняя стоимость таких машин составила 3,75 млн рублей (+31% и +5% соответственно). Самым продаваемым стал Mercedes–Benz E-класса. Средняя цена модели за год выросла на 27% — до 3,37 млн рублей. На втором месте — BMW 5-й серии (3,28 млн руб­лей; +28,5%), на треть­ем — BMW 3-й серии (2,87 млн руб­лей; +59%). В топ-5 также Lexus RX (3,88 млн руб­лей; +22%) и BMW X5 (5,89 млн рублей; +64%). Больше всего премиальные автомобили с пробегом в возрасте до 3 лет покупают в Москве и Московской области (3,16% в структуре продаж), а также в Петербурге и Ленобласти (2,37%). В топ-5 регионов по спросу также Новосибирская область (1,39%), Краснодарский край (1,23%) и Татарстан (1,11%).
Дилеры ухватили этот тренд. Так, "Audi Poccия" расширила действие своей программы авто с пробегом, увеличив возраст сертифицированных автомобилей, которые могут рассчитывать на техподдержку со стороны официальных дилеров. Программу сертификации авто с пробегом представила и Toyota.
В "Рольфе" отмечают, что продажи подержанных авто уже опережают продажи новых: "Мы можем констатировать, что цены росли в течение всего года, и ожидаем ещё роста. Ситуация с доступностью новых автомобилей в IV квартале стала только хуже. Очевидно, что дефицит "перетечёт" и в 2022 год".
Ажиотаж на вторичном рынке отмечают и другие игроки. "Если 3–4 года назад дилеры мечтали о соотношении один к одному в продажах новых автомобилей и машин с пробегом, то сейчас этот показатель уверенно пройден. В наших автоцентрах за 9 месяцев года он уже 1 к 2", — отметил Сергей Новосельский, директор по маркетингу и цифровым продуктам инвесткомпании "Икс 2" ("Автохолдинг РРТ").

Центры в ротации

Но год не обходится без потерь. В стране с начала 2021-го число дилерских центров уменьшилось на 67, сообщает "Автостат". Активизировались слияния и поглощения. Так, автохолдинг "Ключавто" летом заключил сделку с британским дилером Inchcape, по итогам которой актив холдинга дополнили четыре центра: Toyota, Lexus и Audi в Петербурге. А в конце мая второй дилерский центр Volkswagen появился в сети "Аксель Групп".
"Для амбициозных и эффективных игроков место есть всегда. В Петербурге сейчас 10 центров Volkswagen, что обостряет конкуренцию. Некоторые центры в 20-минутной доступности друг от друга, что облегчает клиентам задачу сравнить предложенные варианты. Побеждают те игроки, у которых команда сильнее и автомобили в наличии", — заявил исполнительный директор "Аксель-Сити Невский" Денис Тетерин.