Кассация отказала "дочке" Кировского завода в иске к Балтийскому заводу на 1 млрд

Автор фото: Сергей Коньков
Двухреакторный атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 на стройке в доках. Балтийский завод сдал его заказчику осенью 2020 года.
Дочернее предприятие холдинга "Кировский завод" — АО "Завод "Киров-Энергомаш" (КЭМ) — не смог оспорить в кассационной инстанции отказ "Балтийского завода" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) оплатить расходы и издержки на модернизацию испытательного стенда.
Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решения двух нижестоящих инстанций.
В 2012–2013 гг "КЭМ" стал подрядчиком "Балтийского завода", получив контракт на разработку и изготовление головной паротурбинной установки для флагманского ледокола "Арктика" (проект 22220). Предметом судебного спора стали испытания этой турбины.
Как сообщали в пресс-службе "Кировского завода", делать это планировалось на Украине, на стенде АО "Турбоатом". Однако из-за осложнения отношений между странами "КЭМу" пришлось модернизировать собственный стенд. В кассационной жалобе "КЭМ" отмечал, что представил доказательства несения расходов на эти цели и доказал их размер.
В "Балтийском заводе" заявляли, что испытания изначально входили в цену контракта и о том, чтобы провести их в Харькове, ни в одном документе речи не шло. Кроме того, часть средств на модернизацию стенда "КЭМу" выделил Минпромторг (500 млн рублей).
В ходе разбирательств суды указали, что договором установлена предельная цена работ: 2,7 млрд рублей, включая затраты на проведение испытаний. В условиях договора не предусмотрена модернизация собственного стенда и указано, что место проведения испытаний — стенд подрядчика. К тому же, корректировка стоимости оформляется через дополнительное соглашение, которое "КЭМ" и "Балтийский завод" не заключали.
Кроме того, стенд, введённый в эксплуатацию в 2017 году, — собственность "КЭМа", после разового использования не подлежит утилизации и может использоваться для проведения последующих испытаний, отметил также суд. "Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права", — говорится в опубликованном решении суда.
Головной ледокол проекта 22220, "Арктика", Балтийский завод сдал заказчику осенью 2020 года. Следующие атомоходы в разной степени готовности. Сроки сдачи неоднократно переносились, и в числе главных проблем называли задержку турбин "КЭМ".
Как писал ДП, недавно заказчик ледоколов — ФГУП "Атомфлот" — предъявил иск Балтийскому заводу на 417,5 млн рублей из-за сбоев паротурбинной установки на "Арктике". Рассмотрение этого дела ещё не завершено.